Новости

С трендом на долгосрочную перспективу

Ключевое внимание руководства Народного банка показателям доходности - возвратности на средний капитал и активы (ROАE и ROAА - прим. Къ), а также диверсификации бизнеса в рамках финансовой группы, по которым «Народный» занимает одни из ведущих позиций не только в Казахстане, но и в СНГ, позволило банку не только сохранить рост стабильным в период международного кризиса ликвидности, но даже извлечь из сложившейся ситуации на рынке определенную выгоду. В частности, за последние три месяца банк значительно нарастил депозитную базу и портфель активов.

На вопросы «Къ» о текущих результатах деятельности и планах по дальнейшему развитию группы Народного банка ответил заместитель Председателя Правления Даурен Карабаев.

- Как известно, преодолев уровень в $10 млрд. по размеру активов, «Народный» получил возможность открыть дочерний банк в Китае. Известно также, что банку интересны финансовые рынки Монголии, Грузии и Таджикистана. Расскажите подробней о Вашей стратегии расширения географии бизнеса.
- Народный банк активно изучает и стремится на соседние рынки. В настоящее время мы с интересом смотрим на рынки России, Киргизии, Монголии, Грузии, Азербайджана и Китая. Согласно стратегии развития банка, предполагается, что в среднесрочной перспективе на эти рынки будет приходиться существенная доля нашего бизнеса, которая может составить до 30%. Развивая бизнес за пределами Казахстана, мы рассматриваем, как варианты органического роста, т.е. построение бизнеса с нуля, так и приобретение существующих финансовых институтов. Понятно, что сегодня ситуация складывается не однозначным образом и в зависимости от того, как она будет развиваться мы будем корректировать нашу стратегию роста на тех или иных рынках.

В частности, по Китаю у нас в долгосрочной перспективе — развивать всесторонний бизнес, предлагать широкий ассортимент услуг, как для юридических, так и для физических лиц в Синьцзян-уйгурском регионе. В краткосрочном будущем более реальные планы по Китаю — это торговое финансирование и работа на рынке карточных продуктов с нашим стратегическим партнером China Union Pay. Кроме того, как известно, сегодня Народный банк имеет представительство в Китае, через которое ведется активное взаимодействие с китайскими банками. Открытие полноценного банка — это, пожалуй, следующий этап нашей стратегии. Первоочередными же для «Народного» сейчас являются рынки России, Киргизии, Монголии и Грузии, где банк активно расширяется.

— Чем привлекательны регионы, на которых банк стремиться закрепиться?
— Эти регионы в какой-то степени схожи между собой и с нашим Казахстаном. Все они развиваются, скажем так, по тому же пути, что и Казахстан и проходят те же этапы развития. В этом мы видим возможность для себя. Кроме того, нам знакомы эти регионы в виду исторических причин и географической близости. Думаю, «Халык» сможет занять там хорошие позиции, так как имеет все ресурсы и преимущества для того, чтобы предлагать наиболее конкурентные продукты и услуги.

— Каковы особенности стратегии развития на отдельных рынках?
— Стратегия адаптирована под каждый рынок, но в то же время какие-то общие элементы, присущие группе «Халык», сохраняются. Мы начинаем бизнес с корпоративного и среднего бизнеса; розничный банкинг, согласно нашим планам, «выстрелит» следующим этапом. Причиной такого подхода выступает капиталоемкость данных сегментов, т.е. легче двигаться в среднем сегменте компаний, тогда как розница требует более объемных и долгосрочных вложений.
Стратегия развития будет примерно схожа с той, что мы применили в Кыргызстане. Это перенос тех знаний и вывод тех продуктов на новые рынки, которые мы развили и усовершенствовали в Казахстане. «Халык» обладает теми знаниями, практикой и экспертизой, особенно в средних сегментах, которые будут достаточно уникальными на рассматриваемых нами зарубежных рынках. Поэтому мы уверены, что сможем предоставлять финансовые продукты по наилучшим для клиентов условиям.

— В недавнем интервью представитель рейтингового агентства Standard & Poor’s назвал в числе рисков для казахстанских банков их активную зарубежную экспансию. Вы согласны с данным заявлением?
— Я понимаю, что в данном случае имеют в виду аналитики S&P. Это, конечно то, что банкам необходимо находить разумный баланс между положительным эффектом от диверсификации бизнеса и чрезмерным принятием на себя рисков новых регионов. Исходя из этого, Казахстан будет доминировать в бизнес-портфеле Народного банка. В то же время доля других рынков присутствия будет достаточно значимой для того, чтобы был положительный эффект от соответствующей диверсификации нашего бизнеса. Мы не ставим для себя целью придерживаться сверх-агрессивного развития за рубежом, но в то же время это должен быть значимый для банка рост.
Также хотел бы отметить, что в настоящий момент Народный Банк имеет наилучшие кредитные рейтинги от международных рейтинговых агентств среди казахстанских коммерческих банков.

— Какое влияние на Народный банк оказала кризисная ситуация на мировом финансовом рынке?
— Она коснулась банка в той же степени, в какой и страну в целом. Хотя, относительно других банков мы подверглись внешнему влиянию в намного меньшей степени, более того, в некоторых случаях мы даже выиграли, например, по показателю прироста депозитной базы и кредитного портфеля. Основная причина устойчивости — это бизнес-модель банка, в которой мы не делали акцент на внешние заимствования и больше полагались на внутренние источники. И хотя долю внешних заимствований в последние 2-3 года мы увеличивали, она остается не критичной, и, соответственно, текущую ситуацию банк переживает совершенно спокойно и даже с определенным запасом прочности.
Что касается влияния кризиса в долгосрочном плане, то ввиду того, что «Народный» придерживался более консервативного роста, чем другие казахстанские банки, на нас ситуация не скажется и в этом случае. За 9 месяцев 2007 года мы уже выросли на более чем 40% по балансу, около 50% по прибыли по сравнению с прошлым годом и с оптимизмом смотрим на следующий год.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что при меньшем размере активов Народного банка в сравнении с некоторыми другими «коллегами по цеху», доход мы генерируем в таком же объеме. Это говорит о том, что «Халык» зарабатывает не только на кредитовании, поэтому меньше подвержен риску истощения этих кредитных ресурсов. Мы диверсифицируем продуктовую линейку и полагаемся не только на ссуды, но и на продукты наших небанковских дочерних компаний — это самый крупный пенсионный фонд в стране, одна из крупнейших страховых компаний, компания по страхованию жизни, брокерская, лизинговая компании. Словом, идет процесс грамотной диверсификации, при которой отсутствует чрезмерная зависимость от прироста активов и кредитного портфеля. Мы считаем, что и в долгосрочном плане — это правильная стратегия, поэтому доходность Народного банка сегодня одна из самых высоких в стране.

— Считаете ли Вы логичным пересмотр западными инвесторами ввиду кризиса ликвидности своей инвестиционной политики, в частности, когда изымаются активы с развивающихся рынков? Насколько сегодня изменилось отношение инвесторов к Казахстану?
— Реакция западных инвесторов зависит от их оценки политики финансовых институтов и стратегии их развития на рынке. Мы замечаем изменение отношения инвесторов именно в том плане, что они различают, кто лучше позиционирован и имеет необходимые конкурентные преимущества в конкретной рыночной ситуации. В частности, по отношению к «Халыку» интерес со стороны инвесторов по-прежнему высокий. Многие из них ориентированы на долгосрочное инвестирование и верят в то, что Народный банк будет развиваться устойчиво и демонстрировать хороший рост. Это касается как инвесторов в акционерный капитал, так и в долговые инструменты.
Что касается рынка в целом, то, несомненно, положительную роль сыграли последние меры, принятые государством. Позиция, которую заняли АФН, Национальный Банк и Правительство, явилась показателем того, что государство не отстраняется от обстоятельств, сложившихся на финансовом рынке и активно участвует в их решении. Все это положительно сказывается на восприятии инвесторами казахстанского бизнеса. В то же время, считаю, что и участники рынка себя ведут в данной ситуации очень разумно, поэтому существует уверенность в том, что казахстанские банки из этой ситуации выйдут в достаточно хорошей форме. Однако им придется скорректировать свои стратегии и адаптировать их к новым реалиям.
Также, очевидно то, что все инвесторы будут ребалансировать свои портфели в зависимости от того, как распределятся силы на рынке в изменяющихся условиях.

— Вы считаете, что не за горами новая расстановка сил на казахстанском банковском рынке?
— Возможно складывающаяся ситуация усилит ту тенденцию, когда более слабые институты теряют позиции или поглощаются, как сильными локальными игроками, так и иностранными инвесторами, которые заинтересованы в выходе на местный рынок. Это дает возможность укрепить свои позиции на рынке, получить новые конкурентные преимущества, что позволит увеличить депозитную и клиентскую базы, улучшить и расширить продуктовый набор.
Каждый банк в Казахстане, на мой взгляд, уникальный и имеет собственную историю, свои плюсы и минусы. Это очень хорошая база для получения положительной синергии от слияния. Например, стратегические инвесторы продолжают с интересом смотреть на нашу страну, потому что фундаментальные факторы, обеспечивающие рост экономики, банковского и финансового сектора в целом остаются очень хорошими, и Казахстан по сравнению с другим странами региона будет сохранять высокие темпы роста.

— Прошел почти год с момента проведения Народным банком IPO на Лондонской фондовой бирже. Каковы сегодняшние итоги данного размещения?
— Несомненно, это новый этап в нашем развитии. Мы долго готовились к этому, но за последний год произошли кардинальные изменения, так как банк стал ближе к международным финансовым рынкам. Те рекомендации и пожелания к стратегии банка, которые мы получаем от международного инвестиционного сообщества, стали неотъемлемой частью работы «Халыка». Для нас международные финансовые рынки служат своего рода оперативным индикатором правильности выбранной стратегии и ее исполнения. Пожалуй, все компании, которые провели IPO и стали публичными, сильно выросли в плане корпоративного управления, стратегических подходов к бизнесу, оценки результатов своей деятельности. В этом отношении для любой организации приобщение к международным финансовым рынкам — это важный этап в развитии.
Рыночная капитализация Народного банка после IPO одна из наиболее высоких в банковской отрасли. Внешние рынки показывают, что на развивающихся рынках сильные розничные банки с широким набором финансовых услуг и продуктов в долгосрочном плане выигрывают вне зависимости от конъюнктурных колебаний на рынке. Конечно, для этого необходимы сильные рыночные позиции: наличие широкой филиальной сети, клиентской базы, операционная эффективность. Халык банк является одним из лидеров в регионе среди розничных банков по всем этим параметрам. Также важна продуктовая линейка, т.е. нельзя быть успешным финансовым институтом с одним продуктом. Мы считаем правильной стратегией в стране, где территория составляет 2,7 млн. кв.км., а население всего 15.5 млн. человек, предложение большого набора финансовых услуг через отделения одной сети.
Публичность обеспечила банку доступ к международным рынкам капитала, и, если в дальнейшем потребуются внешние ресурсы для роста, мы, имея постоянный контакт с инвесторами, будем знать в каком размере и когда сможем привлечь капитал.
Хочу отдельно отметить изменения в корпоративном управлении банка. В принципе этот процесс происходил постоянно, но после проведения IPO в совет директоров Халык банка были включены еще два независимых директора, базирующихся в Лондоне. Они действительно независимы как от «Халыка», так и от всей страны, но их вклад в улучшение внутренних процедур банка и рекомендации очень полезны для нашей организации.

— Известно, что период пост-IPO несет для компании риски, связанные с чрезмерной ориентацией на краткосрочные результаты?
— Такой риск существует, но, пожалуй, время краткосрочных инвесторов проходит, а с ним и ориентация на краткосрочные результаты. Народный банк всегда был ориентирован на долгосрочные приоритеты, а промежуточные результаты деятельности больше служат индикатором оперативного характера того, находится ли компания на правильном пути развития.

— Прошло 9 месяцев текущего года. С какими результатами банк преодолел этот рубеж и как намерен завершить финансовый 2007 год?
— Если смотреть на кредитный портфель и активы, то по результатам 9 месяцев банк вырос примерно на 41%, и чистая прибыль составила порядка 29 млрд. тенге. В принципе, эти результаты достигнуты в рамках ранее объявленных нами ожиданий. Согласно нашим планам, рост баланса за весь 2007 год составит около 45%. Объем чистой прибыли мы ожидаем на уровне около 40 млрд. тенге. Банк выдерживает отличные показатели по соотношению: кредитный портфель к депозитному, расходы к доходам, возвратность на активы и на капитал. Не скрою, мы довольны предварительными результатами работы за 9 месяцев.
В отношении пассивов, хочу отметить, что если за 1 полугодие рост объема розничных депозитов составил 22%, то только за 3-й квартал 2007 года рост составил еще около 20%. Мы существенно нарастили нашу депозитную базу в ситуации, когда многие депозиторы искали более надежные финансовые институты.
Стратегия остается неизменной — это развитие диверсифицированной финансовой группы, где акцент делается не только на кредитование и кредитный портфель, но и на другие банковские и небанковские финансовые продукты.

— Каким, по Вашему мнению, стал этот период для банковского сектора страны в целом?
— По результатам прошедших 9 месяцев видно, что банковский сектор по-прежнему остается одним из быстрорастущих, и 3-й квартал общей картины пока не изменил. Год еще не закончился, и я думаю, что он в целом будет успешным для большинства казахстанских банков. Будем надеяться, что у банков будут появляться новые возможности по поддержанию высокой динамики развития. Пожалуй, если не самые сложные, то очень сложные этапы уже пройдены. Кроме того, благодаря тем позициям и подходам, которых придерживаются государственные органы, думаю, текущая ситуация урегулируется быстро.
Что касается оценки ситуации на мировом рынке, то неопределенность еще присутствует. Этот период будет проходить по мере того, как больше и больше эмитентов будут выходить на рынок и привлекать средства, когда будет определен новый уровень цены за риск, выступающий ориентиром для большинства инвесторов. Я соглашусь с тем, что кредитные ресурсы подорожают. Более определенные прогнозы, я думаю, можно будет давать ближе к началу следующего года.

Жулдыз Телагисова