Однако председатель совета директоров автозаправочной сети «Нар-Ойл» Султан Ушбаев считает, что казахстанские НПЗ нацелены на вытеснение конкурентов из автозаправочной индустрии. По его мнению, НПЗ искусственно создали дефицит ГСМ на рынке Казахстана, чтобы добиться от правительства снижения пошлин и налогов. «В течение двух месяцев основные производители бензина и дизтоплива в Казахстане создают условия для получения сверхприбылей за счет населения страны. Крайними же хотят сделать владельцев сетей АЗС, которых опять обвиняют в росте цен на ГСМ», — заявил С. Ушбаев. Данную ситуацию он объясняет тем, что владельцы НПЗ начали агрессивное выдавливание с рынка конкурентов. По его мнению, после того как в Казахстане останутся лишь самые ключевые поставщики ГСМ, они легко смогут управлять ценообразованием. Он утверждает, что «Нар-Ойл» не получает топливо в запрашиваемом объеме, так как крупные оптовые компании его не продают, ссылаясь на дефицит.
Между тем Комитет по защите конкуренции (КЗК) Министерства индустрии и торговли (МИТ) внес в Минэнерго предложение о создании товарных бирж в Казахстане по торговле бензином и дизтопливом, а также по законодательному ограничению деятельности посредников на этом рынке. Об этом в ходе первой международной конференции «Рынок нефтепродуктов Казахстана» сообщил начальник отдела анализа и регулирования топливно-энергетического комплекса КЗК Еркегали Алимкулов. Вместе с тем представитель КЗК отметил, что на рынке производства и оборота ГСМ в республике в последние годы происходят процессы экономической концентрации, которые имеют некоторые негативные последствия. «Основными негативными последствиями экономической концентрации является установление согласованных цен либо других условий реализации товаров в результате аффилированности компании на рынке нефтепродуктов, отсутствия у потребителей возможности выбора поставщика нефтепродуктов, а также возможность необоснованного ограничения производства либо реализации товаров и раздел товарных рынков по территориальному признаку и ассортименту товаров», — пояснил Е. Алимкулов. В качестве примера экономической концентрации была названа компания PetroKazakhstan, которая включает в себя Шымкентский НПЗ, нефтедобывающую компанию PetroKazakhstan Kumkol Resources и ТД «Petro-Kazakhstan», реализующий нефтепродукты в различных регионах страны. В таких условиях закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» является недостаточным рычагом регулирования экономической концентрации. В этой связи КЗК предлагает предусмотреть особую норму в законе «О госрегулировании, производстве и обороте отдельных видов нефтепродуктов», которая станет регулировать сделки, касающиеся ситуации с экономической концентрацией.
Вместе с тем в целях реализации Закона о госрегулировании производства и оборота нефтепродуктов в правительстве создана межведомственная рабочая группа по вопросам внедрения контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу данных объемов производства и реализации нефтепродуктов на казахстанских НПЗ, нефтебазах и АЗС. В состав данной группы вошли специалисты Комитета по техническому регулированию, Налогового комитета и Минэнерго. «В настоящее время в республике отсутствует четко скоординированная система контроля над качеством поступающих, хранящихся и реализуемых нефтепродуктов. Это обусловлено в большей степени тем, что данная сфера бизнеса подконтрольна частным фирмам, которые зачастую не имеют необходимых условий для сохранности ГСМ», — отметила начальник отдела мониторинга государственного надзора, делопроизводства и государственного языка Комитета по техническому регулированию и метрологии МИТ РК Жанна Есенбекова. Таким образом, представитель данного комитета считает, что есть острая необходимость в разработке нормативно-правовых актов в области госконтроля над оборотом и сохранностью, а также качеством нефтепродуктов. Внедрение данных приборов, по мнению Ж. Есенбековой, должно привести к сокращению теневого оборота отдельных видов нефтепродуктов в стране.
Асель МУКАНОВА