Судя по тому, что доля продукции отечественного машиностроения в закупках компаний добывающего сектора по итогам 2007 года составляет всего 14,4%, перспективы для развития у отрасли есть. Вместе с тем, росту производства в целях импортозамещения и, тем более, на экспорт, мешает непрозрачность проводимых добывающими компаниями тендеров и отсутствие четкой политики по поддержке экспортеров.
Директор департамента анализа и маркетинга АО «Казахстанское контрактное агентство» Ерлан Кылбаев сообщил, что динамика экспорта машин и оборудования в республике за последние годы имеет тенденцию к увеличению. В 2007 году эта статья экспорта выросла до $940 млн. (2% от всего объема экспорта). С учетом того, что 70% экспорта обеспечивается за счет минеральных ресурсов, а структура импорта состоит в основном из продукции обрабатывающей промышленности, вопрос о диверсификации экономики остается очень важным.
По мнению Е. Кылбаева, на данный момент добывающие предприятия обеспечивают свои потребности в основном за счет приобретения иностранных товаров, работ и услуг, поскольку казахстанское машиностроение пока не обладает высокой конкурентоспособностью. По информации Е.Кылбаева, 120 недропользователей за 2007 год закупили товаров на $2,374 млрд., в том числе продукции машиностроения — на $712 млн. При этом на казахстанские товары пришлось всего 13,6%.
Аналитик считает, что в целях увеличения поставок казахстанских товаров добывающим компаниям, помимо других государственных мер (налоговые, тарифно-таможенные, инвестиционные) необходима информационная поддержка спроса в ТРУ этих компаний. Большая доля импорта машиностроения приходится на Россию. При общем импорте из России в 2007 году на $11,6 млрд. на продукцию машиностроения и металлообработки пришлось $4,8 млрд., или 40% от всего импорта. Это, считает Е.Кылбаев, создает все возможности для казахстанско-российского сотрудничества в данной отрасли в форме СП или других видов партнерств.
Объясняя преимущества базы данных, аналитик сообщил, что формирование информационной базы агентства о спросе добывающих компаний осуществляется путем реестра ТРУ и годовых планов закупок, и предполагает своевременное информирование производителей о закупках недропользователей и их результатах.
«В настоящее время в реестре зарегистрировано 286 производителей и 124 недропользователя. До конца текущего года планируется ввести в реестр 300 недропользователей и около 800 производителей», — добавил он. В результате сбора годовых планов закупок ТРУ на 2008 год у 60 недропользователей выяснилось, что они планируют приобрести товаров на $1,3 млрд. и услуг — на $3,2 млрд. Общий потенциальный рынок добывающего сектора составляет около $8 млрд.
Причиной отсутствия полного охвата всех недропользователей, полагает Е. Кылбаев, является то, что основные иностранные добывающие компании в настоящее время работают в соответствии с международными контрактами, которые, по их мнению, превалируют над национальными. «Данные отчеты они дают очень неохотно», — пояснил он. Он также отметил, что данная система позволит проверить, насколько точно иностранные компании выполняют свои обязательства по контрактам в части закупок казахстанских товаров и услуг.
В целом, поддерживая идею о поддержке отечественных производителей, директор по внешнеэкономическим связям АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» (ПЗТМ) Павел Усаневич считает, что необходимо распознавать реальных производителей на фоне многочисленных дилеров иностранных компаний. «Надо делить. В Казахстане очень много фирм, которые ничего не производят, а являются непонятными дилерами и представителями. При этом они представляют себя отечественными предприятиями. Завозят технику непонятного производства и у них покупают продукцию как местную», — недоумевает он.
По его мнению, защита отечественных производителей однозначно должна быть, но не в той форме, как это происходит сейчас. «Сейчас в законодательстве о госзакупках предоставлен приоритет, выражающийся в 20% условной скидке. То есть при прочих равных условиях цена местного производителя получается дешевле на 20%», — пояснил он. Однако в реальности все получается так, как решит конкурсная комиссия.
Говоря о доле отечественных производителей, П.Усаневич отметил, что не видит никакого прогресса, а «один регресс». «В 2006 году у нас было заказов от АО «НК «КазМунайГаз» на 2,2 млрд. тенге, что составляло более половины портфеля заказов для ПЗТМ. В 2007 году мы получили от них заказов всего на 2,5 млн. тенге». Он объяснил это тем, что КМГ стала активно избавляться от несвойственных компании функций: сервисного обслуживания, бурения и т.д. На это место пришли компании со своей техникой и кадрами, которые закупают оборудование без проведения тендеров с приглашением отечественных производителей. Кроме того, он полагает, что, возможно, доля отечественных производителей растет за счет большего потребления тепла и коммунальных услуг.
Среди барьеров, мешающих развитию отечественного машиностроения, П. Усаневич отметил и необходимость закупки металла в России по завышенным ценам. Это происходит по причине очень ограниченного ассортимента металлоизделий на «Кармете» и того, что российские металлурги продают металл казахстанским предприятиям с наценкой и НДС. «Для получения возмещения НДС российским металлургическим компаниям проще добавить сумму налога в стоимость металла для казахстанских предприятий, чем ждать возмещения 9 месяцев», — пояснил он.
П.Усаневич также сообщил, что ПЗТМ на протяжении 7 последних лет не может выиграть ни один тендер, проводимый компанией AGIP, по причине забюрократизированности тендерных процессов. После прохождения ПЗТМ предквалификационного процесса, вхождения в перечень потенциальных поставщиков оборудования и участия в тендере в прошедшем году в течение целого года машиностроители не получили никакого сообщения от AGIP. И только после предъявления претензий через правительство в компании AGIP сообщили о том, что ПЗТМ проиграл тендер. «По какой причине? Мы, говорит, не обязаны вам объяснять. Абсолютно непрозрачная схема проведения тендеров. Кроме того, это есть нарушение казахстанского законодательства о сроках тендеров», — добавил П. Усаневич.
В свою очередь, специалист отдела маркетинга АО «Семипалатинский машиностроительный завод» Альфия Галиева считает, что поддержка отечественных производителей нужна. Компания экспортирует свою продукцию в Россию, где сталкивается с административными и таможенными барьерами. «Хотелось бы упрощения таможенных процедур при экспорте продукции машиностроения. Очень много времени уходит на прохождение таможенных барьеров. Из-за таких трудностей компании не всегда хотят покупать казахстанскую продукцию. Легче там взять. Хотя наша техника и по цене, и по качеству устраивает многих. Аналогов нашим буровым установкам в классе 8,5 тонн в СНГ нет», — поясняет она. СМЗ в основном поставляет свою продукцию в мелкие нефтегазовые предприятия республики, в то время как у крупных компаний, как КМГ, AGIP, ТШО, тендерная основа закупок, полагает А. Галиева, избирательна.
Первые шаги в области реформирования отрасли уже сделаны. Причем на высшем уровне. Глава холдинга «Самрук» Канат Бозумбаев на минувшей неделе предложил разработать новую программу развития машиностроения республики. Он считает необходимым провести системную работу по разработке новой программы развития машиностроительной отрасли, нацеленной на кардинальное преломление сложившихся тенденций, повторно проанализировать проблемы отрасли и пути их решения, определить приоритетные направления, основных участников и механизмы реализации. При этом он подчеркнул, что ни задача выведения машиностроительной отрасли из нынешнего тяжелого положения, ни задача привлечения крупных инвестиций в отрасль не выполнимы без реализации комплекса мер государственной поддержки, в том числе без осуществления государственных вложений. «Инвестор просто не будет рассматривать проекты в отрасли, в которой рентабельность составляет менее 5%, а государство не стремится обеспечить благоприятствующие условия», — пояснил глава «Самрук».
По его мнению, необходимо рассмотреть различные инструменты промышленной политики, используемые за рубежом, такие как: государственное субсидирование займов путем финансирования части установленных финансовыми институтами ставок вознаграждения, налоговые и таможенные льготы и преференции с учетом законодательства РК, использование государственного оборонного заказа для развития оборонно-промышленного комплекса республики. Причем просто создание необходимых условий, тем более, что прямая реализация принципа «справедливой конкуренции» для всех в Казахстане, обладающем небольшим объемом внутреннего рынка, может привести к тому, что в условиях растущей конкуренции, в преддверии вступления в ВТО, отечественное машиностроение будет лишено какого-либо потенциала развития. В этой связи глава «Самрук» считает целесообразным определить одного «национального чемпиона» и приложить максимальные усилия и поддержку именно для этой компании, создать для нее исключительные условия развития.
Наиболее подходящей кандидатурой на роль «национального чемпиона» К. Бозумбаев посчитал АО «НК «Казахстан инжиниринг», объединяющее большую часть отечественного машиностроения и оборонно-промышленного комплекса. В то же время глава «Самрука» раскритиковал работу компании, назвав ее нынешнее состояние «стагнацией». По мнению К. Бозумбаева, в настоящее время необходимы кардинальные меры, коренная модернизация за счет реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на освоение новых видов крупносерийной продукции с высокой долей локального участия.