Митталу придется раскошелиться

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Очередная трагедия на шахте АО «Арселор Миттал Темиртау» вновь поставила вопрос о защите национальных интересов и смене инвестора в Карагандинском угольном бассейне. На этот раз в виде ультиматума: в течение 5 лет предприятию необходимо будет инвестировать в модернизацию производства $1 млрд.

Очередная трагедия на шахте АО «Арселор Миттал Темиртау», вызванная резким увеличением добычи и продолжающимся игнорированием техники безопасности, вновь поставила вопрос о защите национальных интересов и смене инвестора в Карагандинском угольном бассейне. На этот раз в виде ультиматума: в течение 5 лет предприятию необходимо будет инвестировать в модернизацию производства $1 млрд. и решить все текущие вопросы по безопасности производства или уйти из угольного бассейна.

Митталу придется раскошелитьсяНа очередном заседании правительства во вторник министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко заявил о том, что у АО «Арселор Миттал Темиртау» могут быть отозваны права на недропользование в случае неисполнения компанией норм промышленной безопасности. «Руководство АО «Арселор Миттал Темиртау» также предупреждено, что в случае непринятия мер по обеспечению безопасности будет поставлен вопрос об отзыве права на недропользование», — сказал он. По итогам расследования аварии на шахте «Абайская» МЧС разработало рекомендации по повышению безопасности ведения горных работ на шахтах «Арселор Миттал Темиртау», которые направлены генеральному директору с требованием в месячный срок разработать план мероприятий по их своевременному и полному выполнению с указанием сроков и ответственных исполнителей.

В. Божко также сообщил, что правительственной комиссией определены виновные за произошедший несчастный случай. Это должностные лица шахты «Абайская», не обеспечившие безопасность работ при проведении технологических операций при посадке кровли, а также работодатель в лице генерального директора АО «Арселор Миттал Темиртау», не создавший безопасные условия, выразившиеся в непринятии должных мер по предотвращению любых рисков на рабочих местах. Между тем угольным департаментом не принимаются адекватные интенсификации добычи угля меры по обеспечению промышленной безопасности и не вкладываются необходимые средства в безопасные технологии. По информации министра, сегодня более 70% от общего оборудования угольных шахт подлежат замене, в том числе 100% вентиляторов главного проветривания, 70% стационарных конвейеров и более 90% электровозов. По его мнению, стоимость всего необходимого для модернизации предприятия оборудования составит приблизительно $1 млрд. Он также сообщил, что компания «Арселор Миттал Темиртау» не выполнила большую часть предписаний после трагедии в шахте имени Ленина в декабре 2006 года. Отпускная цена угля на шахтах остается достаточно низкой — $24 за тонну, в тоже время цена приемки на коксохимическом производстве предприятия — уже $101. В связи с тем, что в себестоимость угля включены инвестиционные расходы и расходы на закуп нового оборудования, которое практически не приобретается, шахтеры для покрытия этих расходов и сохранения приемлемой зарплаты вынуждены идти на увеличение скорости проходки и объемов добычи, в том числе в ущерб безопасности.

Для решения данных проблем госкомиссия разработала 41 рекомендацию. В качестве одного из возможных профилактических решений проблемы предложено на законодательном уровне закрепить норму об обязательном проведении дегазации на угольных месторождениях перед началом добычи.

В связи с очередной трагедией в шахте предприятия премьер-министр Карим Масимов предложил закрепить в контрактах на недропользование, как профилактическую меру, требования по обеспечению безопасности труда. «Это должна быть не добровольная воля инвестора, а требование к нему. Если в середине 1990-х мы привлекали инвесторов любой ценой, то сейчас должны очень четко ставить вопрос о соблюдении требований безопасности», — подчеркнул он.

Глава правительства также напомнил, что в Казахстане до 1 января 2009 года действует мораторий на заключение новых контрактов с недропользователями до принятия нового Налогового кодекса. «Если для установления данных требований понадобится внести изменения в законы, это необходимо сделать с тем, чтобы данные требования вступили в силу с 1 января 2009 года», — подчеркнул К. Масимов, добавив, что нормы по технике безопасности «должны быть в обязательном порядке распространены на все действующие контракты на недропользование».

В свою очередь, генеральный директор «Арселор Миттал Темиртау» Сатиш Тапариа сообщил, что компания в экспериментальном порядке уже намерена апробировать технологию дегазации угольного месторождения. В случае успешности данного эксперимента, полагает С.Тапариа, компания начнет коммерческое использование получаемого метана и сумеет сократить вероятность взрывов на шахтах. Комментируя «Къ» реализацию программы по модернизации оборудования, С. Тапариа отметил, что оборудование, которое МЧС предписало установить после взрыва метана в шахте имени Ленина 20 декабря 2006 года, пока еще не поступило в полном объеме, и согласно планам компании, начнет работать в середине этого года. С. Тапариа в то же время не гарантирует отсутствие будущих трагедий, так как указанное оборудование поступит только в две шахты. Остальные же будут модернизированы в течение 5 лет. Что касается недавних пересмотров отношений с инвесторами по Кашаганскому проекту, Экибастузской ГРЭС-2 и угольных активов «Богатыря», и возможности повторения аналогичного сценария с «Арселор Миттал Темиртау», глава компании отметил, что правительство имеет право пересмотреть условия по существующим договорам, но при этом возможные контрактные изменения не должны отразиться на целостности активов компании.

Между тем аким Карагандинской области Нурлан Нигматулин считает, что проблема заключается в системном характере процессов, происходящих на шахтах бассейна. «В первую очередь — уход от системы «шахта-лава». Когда-то 4-5 лав давали 1 млн. тонн в год, сегодня такой же объем дает одна лава. К примеру, на той шахте, где произошла трагедия, годовой объем был 1,2 млн. тонн. При таком изъятии угольных пластов идет движение газовых потоков, — пояснил он. Комментируя «Къ» возможность пересмотра контракта с компанией, он отметил, что этот вопрос должен решаться на законодательном уровне. «Это нужно решить таким образом, чтобы любой компании, работающей в Казахстане в угольной промышленности, металлургии и других отраслях, было бы экономически невыгодно не создавать безопасные условия труда», — подчеркнул он.

Н. Нигматуллин также сообщил о том, что компания «Арселор Миттал Темиртау» уже приступила к исполнению социальных обязательств перед семьями погибших и пострадавших при взрыве горняков шахты «Абайская». В частности, каждой семье погибших шахтеров по коллективному договору выплачено единовременно 10 годовых зарплат, или от 6 до 20 млн. тенге (с учетом среднемесячной зарплаты от 50 до 167 тыс. тенге — «Къ»). Кроме того, компания гарантировала оплату обучения детям погибших, в том числе новорожденным, при поступлении в вузы по достижении соответствующего возраста. Также, по информации акима, компания примет все меры по улучшению жилищно-бытовых условий семей погибших шахтеров, в том числе погашение банковских кредитов.

Курсив-справка
Взрыв метана и последовавший за этим пожар в шахте «Абайская» в январе текущего года унес жизни 30 горняков, 14 были тяжело травмированы. Из-за невозможности потушить пожар в аварийном участке лавы было принято решение залить его водой. Спецкомиссия, расследовавшая данный инцидент, пришла к выводу, что взрыв метана в шахте «Абайская» произошел из-за нарушения технологического режима работы. За последние 4 года это уже третий крупный взрыв в шахтах компании. Так, 5 декабря 2004 года в результате взрыва на шахте «Шахтинская» погибли 23 шахтера, трое ранены, 20 сентября 2006 года в результате взрыва метана на шахте имени Ленина погиб 41 горняк, травмировано 12 человек…

Читайте также