Новости

Госфинконтроль нацелился на эффективность

Независимые эксперты рекомендуют Казахстану реформировать систему государственного финансового контроля. Об этом стало известно в результате исследований по разработке эффективных механизмов по предупреждению, устранению и недопущению финансовых нарушений. Речь, помимо всего прочего, идет о расширении полномочий счетного комитета, что потребует значительного увеличения штата контролирующего органа.

Независимые эксперты рекомендуют Казахстану реформировать систему государственного финансового контроля. Об этом стало известно в результате исследований по разработке эффективных механизмов по предупреждению, устранению и недопущению финансовых нарушений. Речь, помимо всего прочего, идет о расширении полномочий счетного комитета, что потребует значительного увеличения штата контролирующего органа.

Член счетного комитета (СК) Алтай Зейнельгабдин, рассказывая об итогах проведенных исследований, отметил, что подобное широкое исследование проводилось в республике впервые, и СК привлек к его проведению независимых экспертов. Для организации данного исследования был проведен специальный конкурс среди различных научно-исследовательских институтов. После получения результатов исследования от первой группы привлекали других соответствующих экспертов, чтобы они оценили предыдущие предложения.

В качестве экспертов были привлечены Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова, Казахский экономический университет финансов менеджмента и другие институты и отдельные ученые, которые также дали свои рекомендации и предложения.

Исследования проводились счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета по нескольким направлениям.

Одним из первых стало нормативно-методическое обеспечение самого финконтроля. Как известно, госфинконтроль является одним из инструментов управления экономикой, и именно на стадии планирования и исполнения допускаются определенные недостатки и выявляются механизмы недостаточного планирования. На стадии финконтроля как оценочного блока определяются объемы и итоги реализации конкретных проектов, а также изъяны и недостатки самого процесса планирования бюджетных программ, объемы и реализация конкретных проектов. Поэтому при совершенствовании механизма финконтроля в первую очередь встает вопрос нормативно-методического обеспечения контроля государственных финансов. Алтай Зейнельгабдин отметил, что в новом Бюджетном кодексе впервые предусмотрен подобный раздел. «Отдельного закона о финконтроле раньше не было. В 1996 году был закон «О контроле», но он не рассматривал вопросы финансового контроля достаточно широко», — пояснил он. В новом Бюджетном кодексе рассмотрены основные типы финконтроля, процедуры проведения контроля и роль счетного комитета как высшего органа контроля.

Второе направление исследования — проведение контроля эффективности. В настоящее время основное внимание в деятельности СК уделяется проведению контроля финансовой отчетности и ее соответствия, в то время как в мировой практике основной упор делается на эффективность бюджетных программ и конкретных проектов. Вместе с тем определение конкретных количественных и качественных показателей оценки эффективности тех или иных бюджетных программ является сложным вопросом, требующим тщательного исследования. Только сейчас в рамках административной реформы республика переходит к бюджетированию, ориентированному на конечный результат.

В связи с этим одной из основных задач финконтроля является то, чтобы уже на начальной стадии финансового контроля можно было определить недостатки самого процесса планирования и выявить процедуры, в той или иной степени способствующие возникновению нарушений. По мнению экспертов, это происходит из-за отсутствия комплексной продуманности процесса исполнения и ориентированности каждого этапа на результат. Задачей СК станет недопущение повторения подобных недостатков на следующих этапах бюджетных программ.

Итоги исследования свидетельствуют об отсутствии четкой классификации финансовых нарушений. В связи с этим эксперты предложили принять общегосударственные стандарты госфинконтроля, устранить существующее дублирование, отсутствие взаимодействия в деятельности органов госфинконтроля. В дополнение к этому они предложили в рамках реформы системы госфинконтроля выстроить вертикальную систему внешнего финансового контроля.

Комментируя для «Къ» предложение СК о необходимости наделения счетного комитета правом участвовать в проверках полного баланса собственности государства и всех видов обязательств государства, А. Зейнельгабдин отметил, что речь, прежде всего, идет о том, чтобы эффективно управлять государственными активами. «В республике функционируют различные нацкомпании со стопроцентной долей государства, РГП. Государство должно знать, как рационально и эффективно используются активы государства», — сказал он.

Вместе с тем член СК признался, что сейчас счетный комитет физически не может охватить все АО с участием государства. Последнее связано с тем, что на сегодняшний день в СК работает всего 70 специалистов, вследствие чего проверки нацкомпаний проходят выборочно и с привлечением отечественных аудиторских компаний. Кроме того, заключения, подготавливаемые по результатам аудиторских проверок, по мнению А. Зейнельгабдина, оставляют желать лучшего. «Иногда нам приходится самим направлять работу аудиторов», — посетовал он.

Для того чтобы СК мог самостоятельно проводить финансовые проверки, полагает член комитета, необходимо укрепить счетный комитет дополнительными специалистами. Он также сообщил, что обычно в годовой план проверок включается 1-3 нацкомпании, на проведение аудита которых и объявляется тендер среди аудиторских компаний. Выигравшая компания имеет право привлечь специалистов извне, однако программу проверки и направление дает СК.