Пищевики бьют тревогу

Опубликовано (обновлено )
Кризис ликвидности негативно отразился на развитии маслодельной отрасли Казахстана в 2008г., для которой было выделено значительно меньше кредитных ресурсов, чем это необходимо. Тяжелое положение наблюдается и в винодельческой отрасли. Меры правительства пока не решают в полной мере всех проблем пищевой промышленности.

Недофинансирование пищевой промышленности угрожает продовольственной безопасности страны

Кризис ликвидности негативно отразился на развитии маслодельной отрасли Казахстана в 2008г., для которой было выделено значительно меньше кредитных ресурсов, чем это необходимо. Тяжелое положение наблюдается и в винодельческой отрасли. Меры правительства пока не решают в полной мере всех проблем пищевой промышленности.

Обсуждение ряда проблем пищевой промышленности прошло в рамках юбилейных десятых казахстанских международных выставок «Продуктовый рынок 2008», «Сладости 2008», «Шарап — Вино 2008».

Президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности РК Анатолий Попелюшко отметил, что основной целью проведения выставок является обсуждение вопросов продовольственной безопасности Казахстана. Это осуществляется посредством знакомства общественности с компаниями, продуктами, казахстанскими технологиями, которые будут представлены на выставках. Поэтому вопрос качества и безопасности продуктов особенно тщательно рассматривается при оценке участников.

Генеральный директор АО «Вита» Петр Потапов отмечает, что для маслоперерабатывающей промышленности кризис выразился в том, что правительство не предоставило заводам осенью прошлого года необходимых кредитных ресурсов для закупки масляничных, чтобы изготовить соответствующее количество масла до нового урожая 2008 года.

«Мы этих кредитов не получили. Например, наша фирма, для того чтобы обеспечить себя соевыми бобами, каждый год получала кредит от государства в районе 4 млрд тенге. Мы закупали у фермеров соевые бобы на год, затем постепенно их перерабатывали. В этом году мы получили 1,2 млрд тенге от Банка Развития, и больше ни один банк не смог нас профинансировать. В результате порядка 40 тыс. тонн соевых бобов ушло за границу — в Китай, в Узбекистан, в Россию», — описывает он сложившуюся ситуацию.

Соответственно, готовую продукцию, так же как семена масляничных, теперь придется импортировать. «Вывезли не только сою, вывезли почти весь рапс, который был выращен в Казахстане, подсолнечник, в результате — я вам гарантирую, что с мая месяца цены на растительное масло в Казахстане поднимутся минимум на 25 %», — говорит Петр Потапов.

Анатолий Попелюшко добавляет также, что ценовой дисбаланс, который сегодня существует, связан с мировым топливно-энергетическим кризисом. «Сегодня цена нефти за баррель перевалила отметку $117 — это повлияло и на наши тарифы — транспортные, тарифы на воду, электроэнергию, которую потребляют и компании», — говорит он. У стран соседей — та же ситуация. С 1 апреля тарифы на железнодорожные перевозки повысились в Казахстане на 10%, в России — на 30%. Это все входит в затраты и отражается на себестоимости продуктов пищевой промышленности. «Единственное, что мы можем сделать, — это удержать ту ценовую планку, которую установило правительство на продукты первой необходимости — хлеб, масло, молоко, сахар», — отмечает Анатолий Попелюшко.

Коммерческий директор АО «Евразиан Фудз Корпорэйшн» (бывший АМЗ) Ирек Велимухаметов прогнозирует повышение цен на растительное масло марки «Шедевр» на 10% в мае. «Мы закупаем сырое растительное масло, а не семена масляничных, поэтому пока перебоев со снабжением у нас нет. Единственное, с чем мы сталкиваемся — постоянное повышение цен поставщиками сырья», — говорит он. Однако, по прогнозам компании, ожидается небольшое снижение объемов продаж по сравнению с прошлым годом. В этом году АО «Евразиан Фудз Корпорэйшн» планирует продать 20 тыс. тонн растительного масла против 25 тыс. тонн в 2007 г. «Снижение продаж будет связано с сокращением потребления растительного масла при повышении его цены. Например, многие кафе и рестораны сейчас переходят на фритюрный жир, так как он гораздо экономичней», — поясняет Ирек Велимухаметов.

Петр Потапов предупреждает о том, что с начала июля месяца Казахстан на 100% останется зависимым от импорта. «Ни одного литра растительного масла не будет произведено в Казахстане с июля до урожая 2008 г. И какой он будет — новый урожай — еще большой вопрос, потому что на сегодняшний день из тех денег, которые необходимы на проведение весенне-полевых работ, мы не получили ни копейки. Налицо у нас сегодня в стране — кризис исполнительной власти», — заявляет он.

Анатолий Попелюшко в ответ на претензии к бездействию правительства заявил, что 3 марта 2008 г. прошло расширенное заседание правительства, на котором обсуждались, в частности, вопросы выдачи кредитных ресурсов, положение с семенами и подготовка посевной компании.

«Уже сегодня выдано более $1 млрд из запланированных $4 млрд, и основная доля этих ресурсов предназначена для перерабатывающей промышленности и ипотечного кредитования, которое сейчас находится в кризисе. Средства распределили между семью банками, которые должны работать с предпринимателями», — отметил он.

Плюс ко всему, правительством принято решение о повышении пошлины на нефть — налог составит $109,91 на каждую тонну экспортируемой нефти. «Это сделано для того, чтобы повысить доходную часть бюджета, которая потом будет расходоваться на развитие перерабатывающей и сельскохозяйственной отрасли», — говорит Анатолий Попелюшко.

Между тем Потапов отмечает, что проблема остается нерешенной. «По масложировой промышленности у правительства было запрошено кредитов на 20 млрд тенге — на всю промышленность — и за эти деньги на возвратной платной основе мы гарантировали, что обеспечим страну растительным маслом на 100%. Из резервного фонда правительства выделено 24,4 млрд тенге, они распределены на три банка второго уровня — БТА, Казкоммерцбанк и банк Центркредит — но ни у одного из этих банков мы не можем пока получить денег», — говорит он.

Возвращаясь к вопросу импортозависимости Казахстана — действительно, только 30% растительных масел производятся в Казахстане, остальные 70% составляет импорт. «Так как аграрный сектор в основном представлен частными предпринимателями, — говорит Анатолий Попелюшко, — аграрий сам решает, кому продавать семена масляничных — в Казахстан или в Россию, или в Турцию. Поэтому, для того чтобы в какой-то степени отрегулировать собственный рынок, правительство идет на закрытие экспорта выращенных в Казахстане семян масляничных культур — подсолнечника, рапса, сои, сафлорника, и др., чтобы оставить их только для себя — на переработку».

Надо отметить, что такое же решение уже принято по экспорту зерна. Потенциал зерна сильно растет, и биржевая цена зерна достигла рекордной отметки — $460 за тонну. «Возможно, эти меры не совсем правильны, но следует отметить, что Китай принял такие же решения по рису, по сое, по продуктам первой необходимости — также закрыл свой рынок на экспорт. Не мы одни принимаем такие решения», — говорит Анатолий Попелюшко.

По его мнению, возможен и ценовой сговор, так как сегодня молочные продукты, мука, зерно, растительные масла имеют постоянную тенденцию роста. «Мы даже не успеваем следить за ценами. Пример — цена кондитерских жиров за 2007г. год выросла в три раза», — отмечает он.

Генеральный директор ТОО «Винзавод «Дионис» Рудик Мнацаканян отметил, что еще хуже дело обстоит с винодельческой отраслью Казахстана. «На прилавках сегодня вы не найдете казахстанское вино — Грузия, Молдавия, даже Узбекистан поставляют нам свое вино, а также Китай, Чили, не говоря уже о Франции и Италии. Для алкогольной отрасли Казахстана, которая итак развита слабо, последствие кризиса — это, я бы сказал, трагедия», — отмечает он.

Также Рудик Мнацаканян говорит о том, что у завода находятся в распоряжении 160 га виноградников, расположенных в Иссыке. Этого количество винограда недостаточно для того, чтобы обеспечить предприятие сырьем. «В прошлом году не было урожая. Мы вынуждены были часть сырья купить на юге Казахстана, в Шымкентской области», — говорит он. Между тем итальянские виноделы вырубают виноградники в Иссыке.

«Даже в годы «сухого закона» Горбачева мы не вырубали виноградники в Казахстане. Сегодня то, что делают итальянские бизнесмены в Иссыке, — это варварство», — заявляет Рудик Мнацаканян. Он также возмущен тем, что власти никак этому не препятствуют. «Итальянцы пришли на рынок виноделия Казахстана и стали по-своему выращивать, культивировать виноград, но вырубать — это не по-государственному. Мы били тревогу. Недавно я лично поехал в Талдыкорган к акиму области. Практически отрасль виноградарства находится на грани исчезновения», — с сожалением констатирует он.

Инженер-технолог винного производства АО «Бахус» Латып Джахангиров также говорит о нехватке отечественного сырья (винограда) для производства вина компанией на уровне 10% в 2008г. и на уровне 50% в 2009г. Соответственно на эти цифры произойдет и снижение производства вина АО «Бахус» в ближайшие два года.

Другой проблемой является безопасность производимых пищевых продуктов. В том числе ограничение поставок в Казахстан генно-модифицированных продуктов. Анатолий Попелюшко отметил, что по части приобретения и оборудования лабораторий по контролю соответствию закону о безопасности пищевой продукции Минсельхозом принята отдельная программа. «В частности, мы должны обозначить порог — насколько генетически измененным может быть продукт, на этикетке обязательно должно быть указано — изменен ли продукт генетически и насколько», — говорит он. Оборудование для контроля над генетически измененными продуктами стоит порядка $200 тыс. Сейчас такая экспертиза проводится, в частности, в Алмате в Академии питания.

Анатолий Попелюшко также отметил, что примером экологически чистой продукции может служить продукция «Халал», которая воплощает собой стратегию безопасной пищи для мусульманского общества, и которая сейчас востребована на рынке.

Начальник Алматинского филиала технического комитета по стандартизации «Халал» Б. Н. Махметов подтверждает, что, действительно, компания ведет также контроль над генетической чистотой своей продукции и через Госстандарт «Халал» планирует открыть две контрольные лаборатории — в Астане и в Алматы. Техническую помощь в этом оказывает Малайзия.

Читайте также