Ставка Libor — не все потеряно, кроме чести?

Опубликовано
Самый тяжелый кризис мировых кредитных рынков подпортил репутацию мирового эталона процентной ставки - Лондонской межбанковской процентной ставки (London interbank offered rate), являющегося ценовым ориентиром для различных кредитов: от автокредитов до корпоративных облигаций. Однако, несмотря на все выявленные недостатки эталона, американские инвесторы предпочли бы исправить ситуацию, не меняя индикатор целиком.

Самый тяжелый кризис мировых кредитных рынков подпортил репутацию мирового эталона процентной ставки — Лондонской межбанковской процентной ставки (London interbank offered rate), являющегося ценовым ориентиром для различных кредитов: от автокредитов до корпоративных облигаций. Однако, несмотря на все выявленные недостатки эталона, американские инвесторы предпочли бы исправить ситуацию, не меняя индикатор целиком.

Недавний скачок ставки Libor, базы для ценообразования по кредитам в триллионы долларов, ударил по карману не только владельцев домов с регулируемой ставкой на ипотеку, но и трейдеров, считавших, что ставка заимствования снизится после скоординированных мер, принятых центробанками для облегчения последствий кредитного кризиса.

Критика долларовой ставки Libor заключается в недостаточности данных от американских банков, участвующих в процессе формирования значения процентной ставки, также как и в чувствительности Libor к манипуляциям банков, от которых ассоциация получает информацию, когда фиксирует процентную ставку на каждый день. Ассоциация также устанавливает Libor для других основных валют, включая евро и фунт стерлинга.

Меры для поддержания репутации ставки Libor, обсуждаемые банками Wall Street, включают в себя введение ставки Nybor, представляемой только американ¬скими банками, и изменений в процессе ежедневного опроса банков ассоциацией, также как и назначение штрафов для банков, представляющих неверную информацию о своих реальных ставках заимствования. «Мы хотели бы починить то, что сломано. И не хотим вновь изобретать колесо», — говорит Роберт Бруска (Robert Brusca), главный экономист Fact and Opinion Economics, New York.

Запятнанная репутация

Сомнения насчет надежности Libor достигли критической точки еще на прошлой неделе, когда The Wall Street Journal проинформировал о том, что банки скрывают настоящие данные о стоимости фондирования, чтобы их не посчитали слишком нуждающимися в деньгах. Угроза со стороны ассоциации, собирающей информацию с 16 банков для фиксирования ставки, исключить банк, представляющий неверные данные, стала причиной взлета Libor в последующие два дня.

Поэтому игроки начали обсуждать потенциальную замену Libor. «Возможно, кризисная ситуация сигнализирует о необходимости другого бенчмарка, — говорит Нориэль Рубини (Nouriel Roubini), профессор экономики и международного бизнеса в New York University Stern School of Business. — Большинство игроков осознало, что Libor не является реальным рыночным показателем: спекуляции вполне возможны». Однако он также добавляет, что переход к другому бенчмарку займет время, учитывая недостаток других вариантов.

Представители Citigroup недавно предположили, что ставка Nybor может стать альтернативой Libor. Разница в значении ставок, котируемых банками США и за¬граничными банками, устанавливающими Libor, увеличилась. Например, в прошлый понедельник Barclays, третий по величине банк в Великобритании, представил трехмесячный Libor в 2,97% , а Bank of America, второй по величине банк в США, поставил значение 2,85%. Долларовый трехмесячный Libor был установлен на уровне 2,92%, поднявшись с уровня предыдущей сессии в 2,9075%.

Однако перспектива замены бенчмарка ставки Libor маловероятна. «Мы вряд ли сможем создать что-то действительно стоящее вне этого процесса», — говорит Вэйн Абернейт (Wayne Abernathy), исполняющий вице-президент по политике финансовых институтов American Bankers Association.

Даже если будет создан более точный бенчмарк, могут пройти годы, пока новый эталон будет введен и принят. По мнению аналитиков, неожиданное принятие нового эталона будет означать, что миллиарды долларов ипотеки и триллионы структурных продуктов по ставке должны быть вновь пересчитаны. «Всем бы хотелось оптимального решения проблемы. В то же время все боятся перспективы переоценки триллионов долларов производных инструментов по новому ценовому индикатору», — говорит Лоу Крэндалл (Lou Crandall), главный экономист еrightson ICAP, Jersey City. На данный момент капитализация рынка фьючерсов и опционов на ставку Libor, являющихся самыми популярными контрактами в сегменте процентных ставок, составляет 35,3 триллиона долларов.

Крайние меры
По словам аналитиков, процесс калькуляции ставки Libor, чья надежность и репутация оказались под сомнением, будет изменен.

В настоящий момент опрос банков для фиксирования ставки включает в себя информацию о том, по каким ставкам банки занимают деньги и кредитуют друг друга. После этого данные компилируются Reuters. Самая высокая и самая низкая ставки выбрасываются, а средние ставки обобщаются и становятся фиксированной ставкой Libor, представляемой ассоциацией.

«Я считаю, что ассоциация может изменить процесс опроса небольшим усилием, не создавая фундаментальный излом в серии данных, — говорит Крэндалл. — Вместо того чтобы запрашивать ставку каждого отдельного банка, ассоциация может запросить средний уровень рыночной ставки, по которой торговали бы банки, как делается сейчас при подсчете ставки Euribor».

По мнению Бруска, другим способом улучшения репутации Libor может стать штрафование банков, специально дающих неверные данные о своих ставках заимствования. Хотя даже с этими мерами ставка Libor может оставаться несовершенной, но рынку придется считаться с тем, что есть, пока не будет создан более совершенный бенчмарк.

Читайте также