Создание в рамках «Самрука» горнорудной компании откладывается
После целой серии сделок по выкупу государством пакетов акций предприятий энергетического сектора закономерен его интерес и к горнометаллургической отрасли. Однако пока идея создания национальной горнорудной компании находится в процессе обсуждения.
В начале февраля текущего года премьер-министр Карим Масимов озвучил предложение о создании в Казахстане нацкомпании в горнометаллургической отрасли. Напомним, глава правительства сказал тогда о возможном создании в рамках АО «Госхолдинг «Самрук» специальной горнорудной компании, которая будет обладать правами, аналогичными АО «НК «КазМунайГаз» — только в сфере твердых полезных ископаемых. Несмотря на то, что уже прошло более трех месяцев, министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев сообщил «Къ» о том, что возможность создания национальной горнорудной компании находится в процессе обсуждения заинтересованными лицами. «По этому вопросу обсуждение продолжается», — пояснил он.
Данная инициатива на фоне общего увеличения участия государства в энергетических проектах выглядит, на первый взгляд, вполне логичной, так как позволяет взять под госконтроль важные активы. Однако ситуация осложняется тем, что в Казахстане уже существуют крупные компании, работающие на данном рынке, — ENRC и «Казахмыс». Кроме того, в настоящее время начата активная проработка проекта создания с участием арабских инвесторов алюминиевого завода в Кушмурунском районе Костанайской области. Иностранные инвесторы, возможно, примут участие и в разработке местного месторождения угля и строительстве ТЭЦ, поскольку производство алюминия является энергоемким. К этому необходимо прибавить стремление российского «РусАла» к приобретению энергетических активов в Казахстане и возможному строительству алюминиевого завода. В случае создания горнорудной нацкомпании в составе «Самрука» ей придется так или иначе конкурировать со всеми вышеперечисленными компаниями. При этом весь опыт придется нарабатывать с нуля, возможно, с привлечением существующих специалистов из других компаний республики за счет более высокой заработной платы.
Наиболее крупные разведанные месторождения, как известно, сейчас находятся в частных руках. Поэтому единственным существующим вариантом вступления новой нацкомпании на рынок является выкуп существующих активов у бизнеса. Ранее государство уже использовало этот путь в энергетическом секторе — Кашаган, Богатырь и Экибастузская ГРЭС-2. Нерешенным остается вопрос и по цене сделки за горнорудные месторождения, учитывая рекордные цены на многие металлы на мировых рынках и сокращение расходов госбюджета в связи с кризисом. В госхолдинге «Самрук» отказались от комментариев по условиям создания новой нацкомпании.
Исполнительный директор Ассоциации горнорудных и горнометаллургических предприятий Николай Радостовец, комментируя «Къ» перспективы создания национальной горнорудной компании, отметил необходимость создания таковой с учетом существующих в отрасли предприятий. Он подчеркнул, что недостаточно просто аккумулировать госпакеты акций в новой нацкомпании. «Это будут совершенно разные пакеты в разных предприятиях. В одном случае это могут быть компании, производящие и уголь, и металлы, в другом — еще что-то, то есть тут нужно понять цель создания этой компании. Просто управлять уже существующими бизнесами, конечно, можно. Но, может быть, эта горнорудная компания даст стимул для создания и освоения новых месторождений и разовьет производства, которые будут важны для всей горнометаллургической отрасли», — продолжил он. В качестве примера Николай Радостовец привел «Казахмыс», который построил завод по производству серной кислоты, что в итоге помогает утилизировать отходы и поддерживает деятельность «Казатомпрома» и «Казфосфата». Он предположил, что создаваемая нацкомпания должна будет заняться подобными проектами в целях диверсификации производства и выработает стратегию по консолидации усилий горняков.
По мнению экспертов, новая нацкомпания могла бы разрабатывать те месторождения, которые по тем или иным причинам пока не интересуют частных инвесторов, а потом передавала бы их бизнесу. У АГМП, например, есть целый ряд проектов, которые она могла бы предложить «Самрука». Особенно важна в данном случае необходимость введения централизованных продаж однотипной продукции на внешние рынки для исключения возможности демпинга. Например, уже сейчас существует вероятность конкуренции по экспорту бокситов, глиноземов и другой продукции. «Такая практика была, — говорит Николай Радостовец, — раньше всю продукцию ферросплавной отрасли продавала монопольно внешнеторговая организация. И тогда цена была достаточно высокая, а когда СССР развалился, и маленькие компании стали самостоятельно продавать продукцию, мировая цена на нее сразу обвалилась, потому что Казахстан имеет очень большую долю по ферросплавам», — подчеркнул он необходимость обдуманных действий государства и бизнеса на данном рынке.
В противном случае, сходятся во мнении эксперты, это может привести к перенасыщению рынка. Чтобы этого не произошло, государство должно проводить индикативное планирование. В случае отсутствия целенаправленной маркетинговой политики при экспорте продукции из-за снижения цен пострадает не только бизнес, но и государство — за счет уменьшения налогооблагаемой базы. Для этого Ассоциация горнорудных и горнометаллургических предприятий предложила Мининдустрии совместно с бизнесом разработать конкретные программы по всем товарным группам.