Евро растет — надолго ли?

Опубликовано
В следующем месяце Европейский центральный банк - страж единой валюты - отметит свой десятый день рождения. Чуть позднее, в январе, самому евро исполнится десять. Для почитателей евро это момент истины и победы. Все еще молоденький евро, некогда оплеванный и окрещенный «туалетной бумагой», сейчас во многих смыслах излучает силу. Память о тяжелых политических «родах» валютного союза сейчас стирается; вступив в этот мир неуверенной поступью (в первые два года стоимость валюты резко упала), к настоящему времени евро сильно возмужал. В валютных резервах по всему миру евро теперь уступает только некогда непотопляемому доллару. Наиболее важным моментом для сторонников евро является то, что экономика Еврозоны, состоящая из 15 стран, до сих пор проявляла высокую устойчивость перед лицом мирового кредитного кризиса.

В следующем месяце Европейский центральный банк — страж единой валюты — отметит свой десятый день рождения. Чуть позднее, в январе, самому евро исполнится десять. Для почитателей евро это момент истины и победы. Все еще молоденький евро, некогда оплеванный и окрещенный «туалетной бумагой», сейчас во многих смыслах излучает силу. Память о тяжелых политических «родах» валютного союза сейчас стирается; вступив в этот мир неуверенной поступью (в первые два года стоимость валюты резко упала), к настоящему времени евро сильно возмужал. В валютных резервах по всему миру евро теперь уступает только некогда непотопляемому доллару. Наиболее важным моментом для сторонников евро является то, что экономика Еврозоны, состоящая из 15 стран, до сих пор проявляла высокую устойчивость перед лицом мирового кредитного кризиса.

Хотя когда-то экономика США и бросала в сторону своего трансатлантического соперника язвительную насмешку «поймай нас, если сможешь», в первом квартале темпы роста в Америке достигли предельного уровня стагнации, тогда как Еврозона отметилась здоровыми 0,7%. В самом сердце Еврозоны вперед вырывается Германия с блистательным ростом ВВП в размере 1,5%. Лидерам Еврозоны стоит насладиться этим блаженным моментом экономического Schadenfreude («злорадства», пер. с нем.), пока есть возможность. И хотя евро уже исполнится десять лет, не дают покоя тревожные сигналы, что 11-й год станет для него сложным периодом приступов экономической боли для европейского валютного союза. Первым признаком грядущих проблем является растущий список болезненных симптомов в Еврозоне, которые вот-вот сломают ее иммунитет к кредитной болезни. Опубликованные на прошлой неделе отчеты показали, что сектор услуг замедлил темпы своего роста, и производственный сектор также находится на пути к стагнации. Еще более важным моментом, чем неминуемое замедление роста Еврозоны, является то, что спад, без сомнения, усугубит фундаментальные проблемы экономической пропасти, которая растет между странами блока с момента его создания. С самого начала (еще десять лет назад) было очевидно, что группа из 12 стран, объединенных вместе в едином валютном союзе, была донельзя разношерстной. В момент «зачатия» евро звучали предупреждения о том, что участники слишком разнородны, чтобы ими можно было эффективно управлять с помощью единой процентной ставки, чего требует единая валюта.

Спустя десять лет критики были полностью оправданы. Заявления о том, что создание валютного союза приведет к уравниванию всех его членов, оказались ошибочными; экономическое единство так и остается эфемерным. Вместо этого политика процентных ставок ЕЦБ в стиле «всех под одну гребенку» оказалась политикой «ни себе, ни людям», ну или как минимум «ни людям». Такой режим скорее углубил, чем ликвидировал и без того глубокие экономические недостатки. В течение последних десять лет быстрорастущие периферийные экономики Испании и Португалии были слишком перегреты и пережили не один инфляционный бум. Другие, в особенности Германия, большую часть времени провели в рядах отстающих, демонстрируя слишком охлажденную экономику и функционируя порой в условиях, близкик к дефляции. Почти никому из стран-участниц Еврозоны не пришлась политика «в пору».

Следствием является наращивание опасных дисбалансов, которые сейчас могут вызвать серьезные экономические трудности и сильнее разжечь уже пылающие политические страсти, так как кредитный кризис сильнее ударил по одним странам Еврозоны, чем по другим, и спровоцировал падение благосостояния некоторых ее членов. В Испании, которая присоединилась к евро как бедная родственница, стремительный рост в течение продолжительного периода «догонялок» может ударить по простакам. Испания процветала в период этого длительного бума, однако слишком низкие ставки в Европе (которые в реальных условиях были и того ниже ввиду довольно высокой инфляции) ускорили образование пузыря цен на жилье, который теперь шумно сдувается, сметая все на своем пути. Между тем Дэвид Оуэн из Dresdner Kleinwort отмечает, что испанские компании глубоко засели в красной зоне, залезли в крупные кредиты, надеясь разбогатеть в период бума. Это способствовало расширению дефицита платежного баланса в Испании за счет вложений в иностранный капитал. Все это грозит болезненной коррекцией в результате ухудшения таких дисбалансов.

И все же способности ЕЦБ ответить на сложившуюся ситуацию препятствует кардинально противоположная ситуация в Германии. Годы замедленного роста с начала введения единой валюты стали катализатором для резкого падения, в результате чего страна стала более бедной, более слабой и более конкурентоспособной. В противовес своим сильно задолжавшим соперникам из Испании немецкие компании, как отмечает Оуэн, находятся в прекрасном финансовом состоянии. Они обладают профицитами, которые делают их готовыми к любому надвигающемуся шторму, когда на фоне кредитного кризиса зарабатывать капитал становится все труднее. И вот снова ЕЦБ вынужден выворачивать шею, чтобы смотреть в диаметрально противоположных направлениях на конфликтующие экономические тренды ключевых экономик Еврозоны. По мере того, как ЕЦБ пытается уравнять эти силы, продолжительная и безрезультатная борьба ведет к эскалации напряженности в вопросах управления экономикой среди стран-лидеров Европы. Кроме того, на ЕЦБ обрушилась пропаганда со стороны Николя Саркози и Сильвио Берлускони, популистских лидеров Франции и Италии. Учитывая скольжение Испании в пропасть рецессии, они могут скоро объединиться в мощный «альянс недоверия» вместе с премьер-министром Испании Хосе Луисом Сапатеро. И все же канцлер Германии Ангела Меркель, скорее всего, будет стойко защищать позицию франкфуртского ЦБ. В таких условиях сцена для новых политических и экономических боевых действий между членами единого валютного союза готова. Евро пережил свое трудное детство лучше, чем прогнозировали многие критики, но предстоящий подростковый период может стать еще большим испытанием, чем предыдущие десять лет.

Читайте также