Инвестиции

KazSat-1 дрейфует в неизвестность

При подведении итогов работ на конференции руководителей аэрокосмической отрасли Казахстана, проведенной в понедельник, 16 июня, кроме достижений, речь шла и о неудачных проектах в космической отрасли. Одной из главных причин неудач назвали и то, что целенаправленных работ в этой области не проводилось, мало того, этим занимались люди, незнакомые с космонавтикой.

Государство затратило 65 млн долларов на создание вышедшего из строя спутника. В плане стоит еще и KazSat-2

KazSat-1 дрейфует в неизвестностьПри подведении итогов работ на конференции руководителей аэрокосмической отрасли Казахстана, проведенной в понедельник, 16 июня, кроме достижений, речь шла и о неудачных проектах в космической отрасли. Одной из главных причин неудач назвали и то, что целенаправленных работ в этой области не проводилось, мало того, этим занимались люди, незнакомые с космонавтикой.

По мнению председателя Национального космического агентства РК Талгата Мусабаева, на сегодняшний день можно говорить только о разовых успехах в области практической комсонавтики, так как активно ею в республике не занимались. Данная ситуация сложилась по той причине, что системной и целенаправленной работы по налаживанию отрасли не проводилось.

В качестве примера в ходе конференции был приведен Аэрокосмический комитет, который после распада Советского Союза отнесли к Министерству энергетики и минеральных ресурсов, далее к Министерству транспорта и коммуникаций и уже с 2005 по 2007 год администратором и составителем государственных программ космических исследований стало Министерство науки и образования.

«Никакого отношения к космонавтике эти министерства не имеют. В итоге и результаты получились плачевные. Я сейчас не имею в виду научный блок. Наши ученые, несмотря на плохие условия, продолжают заниматься исследованиями», — поясняет Талгат Мусабаев.

Как неудачный приводился пример проекта по созданию авиационно-ракетного космического комплекса «Ишим». При этом председателем Национального космического агентства было добавлено, что это технически красивый проект, но абсолютно не подходящий для существующей экономики Казахстана.

«Каждый проект должен приносить прибыль и пользу, а не так, что вбухиваешь ради эксперимента огромные средства, и при этом на выходе ничего не получаешь», — говорит он.

Первый казахстанский спутник связи и вещания KazSat-1 специалисты также отнесли к числу неудачных проектов. Напомним, что 8 июня в 7 часов спутник перестал слушаться команд центра управления полетами в городе Акколе. В связи с внештатной ситуацией управление было передано из Центра космической связи Республики Казахстан, в ЦУП Сколково в Подмосковье. Трансляция казахстанских теле- и радиоканалов была переведена на резервные средства связи.

По словам Талгата Мусабаева, у спутника, скорее всего, вышла из строя бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС). Многократные попытки вывести спутник из сложившейся ситуации не дали результатов. Он не воспринимает никаких кодовых команд с Земли ни с одного центра управления. «Человеческий фактор здесь полностью отсутствует. Это чистый отказ техники», — отмечает Талгат Мусабаев.

Далее реанимировать спутник предполагалось следующим образом. Учеными и инженерами было предложено разрядить спутник до минимального напряжения и таким образом выключить БЦВС принудительным способом. «Спутник оказался живучим и теперь не получается посадить аккумуляторные батареи», — добавил председатель Национального космического агентства.

При этом специалистами отмечается, что есть еще один способ — направить его на теневую орбиту. Стабильные теневые витки начнутся в сентябре и закончатся 15 октября. После 15 октября БЦВС выключится 100%. «Далее наши ученые совместно со специалистами Сколково и разработчиками ОКБ «Марс» попытаются выдать ряд кодовых команд на новый запуск БЦВС и привести его в норму», — говорит Талгат Мусабаев.

В связи с тем, что Kazsat потерял ориентацию и стал неуправляем, он в настоящее время дрейфует с востока на запад. Вероятность столкновения с другими спутниками крайне низка.

При этом отмечалось, что затраты республики на создание собственного спутника составили $65 млн, эта цена считается довольно небольшой. Кому теперь отвечать за неудачные проекты, не знает никто. «Хотят, чтобы отвечал я», — добавил Талгат Мусабаев.

После анализа всех недочетов, подводя итоги встречи, отмечалось, что техническая начинка второго казахстанского спутника связи KazSat-2 будет меняться.

В целом же было принято решение акционировать предприятия отрасли. При этом председатель Национального космического агентства заверил, что все институты, которые вошли в данное агентство, на 100% принадлежат государству. Это исключает возможность передачи их частным инвесторам, они внесены в список стратегических объектов Республики Казахстан и без решения главы государства не могут быть отданы в частные руки.