По мере того как токсичная комбинация замедляющегося роста экономики развитых стран и растущих цен все глубже проникает в мировую экономику, инвесторы активно ищут валюту, обеспеченную центробанками и имеющую убедительную репутацию средства защиты от инфляции. Ценовой шок, вызванный значительным повышением цен на нефть и продукты питания, и негативные последствия кредитного кризиса жестко ударили по мировой экономике.
Великобритания является примером того, как рост экономики ниже тренда и уровень инфляции выше тренда могут создать сложную комбинацию, когда в последние три года экономика развивается самыми медленными темпами, а потребительские цены уже достигли 3% уровня и явно продолжат увеличиваться. Каков общий итог? Центробанк, у которого связаны руки, несмотря на продолжающиеся разговоры о борьбе с инфляцией, и ослабление фунта.
В своем отчете для клиентов Credit Suisse заявили, что их альтернатива стагфляции (ожидаемые высокие цены, низкий объем производства) достигла 28 и 13 — летних максимумов в США и Европе соответственно. Несмотря на то, что показатель инфляции не достигает максимумов 1970-х, аналитики считают, что стагфляция распространяется повсеместно.
Но существуют «крепкие орешки», не поддающиеся негативному воздействию.
Первыми в списке хорошо зарекомендовавших себя валют находятся классические «спасатели» — швейцарский франк и японская иена, которые дают инвесторам опору в виде профицита текущего счета. Обе валюты в течение всего года находятся на хорошем уровне против доллара. «Вы можете сказать, что в Японии все начинается с чистого листа, так как эра дефляции канула в лету, и происходит процесс нормализации процентных ставок в течение всего года, — говорит стратег Rabobank Джереми Стретч (Jeremy Stretch). — Иена может оказаться одной из лучших валют, если только страх стагфляции не подогреет аппетит на рискованные активы».
Что касается швейцарского франка, несмотря на отсутствие иммунитета к инфляционному давлению — в мае потребительские цены достигли 14-летних максимумов — монетарная политика Национального банка Швейцарии поддержала валюту. «Я считаю, что швейцарский франк даже на фоне стагфляции находится в хорошем положении, частично благодаря своей устойчивости к инфляции», — говорит валютный стратег Rabobank Родриго Гуимарас (Rodrigo Guimaraes).
Не исключайте Nokkie
В такой инфляционной среде, вызванной высокими ценами на нефть, норвежская крона также проходит тест на устойчивость. По данным Morgan Stanley, крона приносила постоянный доход, когда растущие цены оказывали давление на экономику. «Основополагающие фундаменталии экономики, включая постоянный профицит текущего счета, также оказывают поддержку кроне», — пишет банк в своем отчете для клиентов.
Они также считают, что так как Норвегия является основным экспортером нефти, Nokkie выгодна инфляция, вызванная высокими ценами на сырьевые товары. Заглядывая вперед, аналитики фокусируют внимание на России и Китае, которые воспользуются укреплением валюты для борьбы с ценовым давлением.
Валюта с высокой доходностью, такая как бразильский реал, с низкой корреляцией к мировой инфляции, также может защитить инвесторов.
Позиция евро
Федеральная резервная система США отложила кампанию агрессивного снижения процентной ставки после доведения ставки заимствования до уровня 2%, и вновь сфокусировала внимание на инфляции.
Однако большинство аналитиков придерживается того мнения, что у доллара могут быть те же трудности, что и у стерлинга, когда замедление роста затрудняет любую возможность повышения процентной ставки, чтобы справиться с инфляцией. «Ситуация в США все еще неоднозначная. Несмотря на монетарную и фискальную политику, проводимую ФРС, американский потребитель сталкивается со слабым рынком труда, снижающимися показателем покупательской способности и ценами на недвижимость», — говорят аналитики SEB.
Текущая ситуация со стерлингом и долларом выгодна для евро. На фоне происходящих событий монетарная политика еврозоны уместна благодаря «ястребиному» тону — фактор, который помог евро достичь рекордных высот в $1,60. Однако что за сигналы исходят от слабых экономических данных?
«На данный момент ситуация такова, что экономика Германии и близлежащих территорий развивается вполне неплохо, но вопрос в том, как долго они смогут поддерживать стабильность, когда периферия находится в трудном положении?», — говорит Стретч. Однако даже если учитывать фактор ожидания замедления роста, способность евро бороться с нежелательной комбинацией ценового давления и низкого уровня роста кажется убедительной для некоторых аналитиков. «Что касается проблем с инфляцией, то мы считаем, что европейский центробанк вполне успешно справляется с текущей ситуацией, и это одно из их преимуществ в период стагфляции», — говорит Гуимарас.