Канада, Австралия и ЮАР в добыче урана могут остаться позади
Казахстан уже в 2009 году может выйти на первое место по добыче урана в мире, уверен президент национальной атомной компании «Казатомпром» Мухтар Джакишев. В то же время, из основных уранодобывающих стран — Канады, Австралии и ЮАР только две последних продают на внешнем рынке некоторую часть руды. Основную же часть их предложений составляет уже обогащенный гексафторид урана, стоимость которого примерно в десять раз выше урановой руды.
Руководство компании прямо декларирует, что программной задачей «Казатомпрома» является доведение добычи природного урана до 15 000 тонн и выше (в некоторых сообщениях промелькнула даже цифра 18000 тонн) в год к 2010 году и выход, тем самым, Казахстана на первое место в мире по данному показателю.
На первый взгляд, для подобного оптимизма имеются все основания — добыча природного урана в РК непрерывно растет: с 795 тонн (13-е место в мире) в 1997 году до 3363 тонн (3-е место в мире) в 2003 году. В 2006 году 5 281 тонна урана, по итогам 2007 года — 6 637 тонн урана, прирост по отношению к предыдущему году составил 25,7%. Темп роста добычи в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 4,2%. В 2008 году планируется добыть около 9 600 тонн урана.
Собственно то, что Казахстан в скором времени может обойти по объемам добычи урановой руды и Канаду, и Австралию, особых сомнений не вызывает. Особенность казахстанских месторождений урана позволяет вести добычу руды сравнительно дешевым способом и в больших объемах. Основные конкуренты Казахстана вынуждены добывать руду значительно более дорогим шахтным методом.
Однако у некоторых экспертов есть соображения на урановую тему, которые несколько уменьшают оптимизм без пяти минут мирового лидера.
Из основных уранодобывающих стран — Канады, Австралии и ЮАР только две последних продают на внешнем рынке некоторую часть руды. Основную же часть их предложений составляет уже обогащенный уран, стоимость которого примерно в десять раз выше.
Нельзя сказать, что в «Казатомпроме» не понимают вышеизложенного расклада. Руководство компании не раз заявляло, что намерено в будущем продавать продукцию более высокого передела. В частности, «Казатомпром» и канадская корпорация Cameco учредили совместное предприятие ТОО «Ульба конверсия» на базе Ульбинского металлургического завода (УМЗ). Это будет конверсионное производство мощностью 12 тысяч тонн гексафторида урана (UF6) в год, что соответствует 17% мировых мощностей по конверсии. Технико-экономическое обоснование строительства конверсионного завода будет финансироваться партнерами пропорционально их долям участия и, как ожидается, завершится в 2009 году.
Кроме того, «Казатомпром» и французская корпорация Аreva планируют построить завод по выпуску тепловыделяющих сборок — конечной продукции ядерно-топливного цикла. Areva обеспечит техническую поддержку в создании производства по изготовлению топливных сборок мощностью 1200 тонн в год на УМЗ. Предполагается, что французская компания вложит 90 миллионов долларов в проект добычи урана в Казахстане. Схожие контракты заключены также с Японией и Россией. Очевидно, именно на нужды финансирования совместных проектов «Казатомпром» и планирует привлечь синдицированный внешний заем в размере $300 млн до конца июля этого года. К сожалению, о размере собственных средств «Казатомпрома», вложенных в названные разработки, остается только предполагать.
Все эти страны, включая США, остро нуждаются в урановом топливе, и их интерес к казахстанским месторождениям понятен. Непонятно другое. Согласно заключенным договорам, японские и французские компании получают не только долю в добыче руды, но и на первых порах будут распоряжаться продажей готовой продукции. Разумеется, в собственных интересах.
Кроме того, получать продукт более высокого передела — значит встать на путь обогащения урана. Обогащенный уран это и есть продукция «двойного назначения». При этом, однако, надо как-то обойти ограничения, накладываемые Договором о нераспространении ядерного оружия, — ту подножку, которая не так давно «с блеском» была подставлена Ирану и России именно из-за намерения Ирана построить обогатительный комбинат.
Есть и второй, не менее значимый аспект этой проблемы. Обогащение урана — процесс невероятно энергоемкий, в котором добыча урана — только 1% затрат в производстве ядерного топлива. Если алюминий называют овеществленным электричеством, то к урану это относится, пожалуй, в еще большей степени. У Казахстана лишней энергии нет, ее уже не хватает и на самые насущные потребности. Так что энергетический аспект урановой проблемы является, пожалуй, самым сложным.
Курсив-справка
В составе компании — Ульбинский металлургический завод («Казатомпрому» в нем принадлежит 90% акций), ТОО «Горнорудная компания», предприятие «Волковгеология» (90% акций), ТОО «МАЭК-Казатомпром» (энергокомбинат в Мангистауской области), ТОО «Институт высоких технологий».
Кроме того, «Казатомпрому» принадлежат доли участия в совместных с иностранными компаниями предприятиях, в частности «Инкай», «Катко», «УКР ТВС», «Заречное», а также под его управлением находится Степногорский горно-химический комбинат.
Компания в 2006 году добыла 5 тыс. 280 тонн урана (с учетом доли в совместных предприятиях и объема Степногорского горно-химического комбината) против 4 тыс. 346 тонн в 2005 году. По результатам деятельности АО «НАК «Казатомпром» за 2005 год чистый доход компании составил 11 922 069,0 (одиннадцать миллиардов девятьсот двадцать два миллиона шестьдесят девять тысяч тенге).