Франчайзи на старте
На долю франчайзинга в отечественном МСБ приходится всего 3%. Однако, по мнению экспертов, в ближайшие семь лет этот показатель может приблизиться к 35%. В отличие от международной практики в Казахстане до сих пор нет официальной статистики франчайзинговых отношений. Заключение лицензионных договоров также не нашло пока широкого применения. Тем не менее уже сейчас некоторые отечественные компании смогли дорасти до уровня франчайзеров.
Директор «Агентства по франчайзингу — НАП» Вячеслав Сидельников прогнозирует, что франчайзинговые отношения в Казахстане будут динамично развиваться и к 2015 году займут в доле МСБ около 35%. По его словам, в РК внедрено уже более 300 иностранных франшиз, в рамках которых заключено более тысячи франчайзинговых договоров, а собственных, отечественных, франчайзинговых систем пока не более двадцати.
Специалисты НАПа обращают внимание на тот факт, что в Казахстане нет специальных правил, которые позволяли бы достоверно именовать отечественные компании франчайзинговыми. В международной практике компании должны соответствовать определенным требованиям, лишь после этого они могут называться франчайзинговыми и включаютcя в специальные государственные реестры.
Таким образом, судить о количестве отечественных франшиз приходится только по заявлениям самих компаний в СМИ о том, что они являются франчайзерами или о том, что готовят свои франчайзинговые концепции. Так, из опубликованных в официальных СМИ источниках около 20 компаний объявили себя франчайзерами и еще примерно 20 намереваются внедрить эту стратегию.
По мнению НАП, явно франчайзинговыми компаниями можно считать те, которые продали хотя бы одну франшизу. В Казахстане такими являются агентство недвижимости «UMEX Realty», ресторан «Медведь», услуги централизованной бухгалтерии «Бухучет НАП», система электронных платежей «Таулинк», салон красоты «Nails club», концептуальный магазин чая «EXOTIK TEA», производство и реализация птицеводческой продукции «Сеймар», телевещание «АЛМА-TВ» и др.
Спектр хозяйственной деятельности, в которой применяется франчайзинг в Казахстане, широк. Это и общественное питание, и услуги, и производство. Поэтому на сегодняшний день невозможно выделить сектор экономики, где франчайзинг применялся бы в большинстве.
Работа казахстанских франчайзинговых компаний на международном рынке представлена лишь единичными случаями. Такие компании, как правило, именуют свои отношения с партнерами как дистрибьюторские соглашения, например, компания «Biba» — торговля одеждой для беременных, «ShBS» — продажа товаров по уходу за телом. Сферы бизнеса иностранных франшиз, действующих в РК, — реклама, агентства недвижимости, рестораны, автомобильный бизнес, обучение, компьютерные услуги, продажа ТНП, гостиницы, салоны красоты и многие другие. Иными словами, охват сфер соответствует потребительскому спросу, и эта практика особенно не отличается от других стран мира.
Среди примеров наиболее успешных иностранных франшиз в Казахстане можно назвать «Cocа-cola», производство искусственного мрамора и гранита «Тiffany Marble», серию ресторанных брендов компании «Росинтер», фитнесс-клуб «World Class», обучение английскому языку «English First», кафе-мороженое «Баскин Роббинс», торговля одеждой «Benetton».
Инвестиции в приобретение франшизы в Казахстане в сфере услуг колеблются от $5000 до $500 000. Например, для открытия салона красоты ориентировочно необходим капитал в $300 000. Торговля также имеет достаточно широкие инвестиционные рамки. И для открытия обувного магазина потребуется около $150 000. В сфере производства, к примеру, для завода по производству строительных материалов инвестиции составят более чем $500 000.
Как правило, помимо паушального взноса, который платится при покупке франшизы, выплачиваются регулярные платежи «роялти» (3-9% от выручки) и отчисления на рекламу (до 3%).
Основными факторами, тормозящими развитие франчайзинга в стране, являются отсутствие государственных льгот, банковских кредитов и других источников финансирования франчайзинговых проектов; недостаточная защита интеллектуальной собственности; непрозрачность отечественного предпринимательства; слабая информированность о франчайзинге предпринимателям; высокий рост цен на недвижимость за период 2000-2007 год.
Франчайзи женской одежды и аксессуаров Froggy Ольга Ли считает, что стоимость аренды коммерческой недвижимости в Казахстане неоправданно завышена. Если в Москве аренда площади в хорошо проходимом месте стоит $100-150 за кв. метр, то в РК — $60-70, но, как замечает Ольга Ли, население Москвы — около 16 млн чел., против 3 млн алматинцев, плюс покупательная способность москвичей гораздо выше. «Франшиза рассчитана на высокие темпы продаж, которые наращиваются со временем, а стоимость, предлагаемая на нашем рынке коммерческой недвижимости, рассчитана, к сожалению, на какую-то нереальную маржинальную доходность», — говорит она.
К тому же в феврале 2007 г., когда Ольга Ли оценивала предложения разных франчайзеров в РК, стартовые пакеты франшиз стоили от $200 тыс., причем предложения были непривлекательными, поэтому для приобретения франшизы пришлось ехать в Москву. Приведем стоимость некоторых франшиз, предлагаемых на российском рынке (у.е.): Zara — 28000, Ростикс — 250000, Yudashkin Jeans — 85000, Zimaletto — 100 000, Ketroy — 120000, Woolstreet — 50000. Российский рынок франчайзинга настолько развит, что можно купить, например, франшизу по упрощенной схеме, когда не надо отчитываться об объемах продаж, нет платежей роялти и других отчислений. Ольга Ли называет сумму необходимого стартового капитала для магазина одежды в зависимости от географии бренда — от 100000 уе. (стоимость самой франшизы не раскрывает). Среди минусов франчайзинга то, что в случае если франчайзер по каким — либо причинам сворачивает свою компанию, то франчайзи, вложившему в это деньги, время и силы, ничего не остается, как закрывать свой бизнес. Один из главных рисков — непродление договора после окончания его срока.
По данным НАП, не более 3% из общего количества франчайзиновых договоров в Казахстане претерпели досрочное расторжение. Случаев банкротств с франшизами в РК агентству неизвестно. На данный момент выживаемость франчайзинговых фирм в Казахстане соответствует 97%. Случаи же банкротства франшизы часто возникают в результате недооценки выбранной бизнес-идеи, недостаточности маркетингового исследования, а также некорректно составленного бизнес-плана, когда франшиза не имеет под собой реального денежного обеспечения.