Промышленности в США станет меньше

Опубликовано
Вопреки прогнозам экономистов Global Insight, предсказывавших первенство США по промышленному производству вплоть до 2013 года, Китай по показателям способен выйти вперед уже в следующем году. Аналитики прогнозируют, что в следующем году на долю Китая будет приходиться 17% общего объема мирового промышленного производства, что составит 11,783 триллиона долларов. Однако 16% общего объема все же останется за США.

Вопреки прогнозам экономистов Global Insight, предсказывавших первенство США по промышленному производству вплоть до 2013 года, Китай по показателям способен выйти вперед уже в следующем году. Аналитики прогнозируют, что в следующем году на долю Китая будет приходиться 17% общего объема мирового промышленного производства, что составит 11,783 триллиона долларов. Однако 16% общего объема все же останется за США.

Причиной экономических проблем и спада производства в США эксперты считают затяжной финансовый кризис мировой экономики. По мнению политологов и экономистов, последствия текущей мировой экономической стагнации могут быть гораздо серьезнее, чем после азиатского кризиса 1997-98 годов. Агентство Fitch Ratings утверждает, что темпы роста глобальной экономики в текущем году станут самыми низкими за последние пять лет, и еще около полутора лет мировая экономика будет переживать тяжелые времена.

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что не стоит питать иллюзий по поводу быстрого вывода мировой экономики из затяжного пике финансовых проблем. Казахстанский политолог ссылается на главу Федеральной резервной системы США Бена Бернанке, который все-таки признал наличие угрозы рецессии для американской экономики, и на Джорджа Сороса, который заявляет о том, что статус США как экономической сверхдержавы больше не гарантирован, а текущий финансовый кризис является самым худшим со времен Великой депрессии.

Заведующая отделом экономических исследований КИСИ при президенте РК, кандидат экономических наук Анар Рахимжанова говорит о том, что снижение роста экономики США непосредственно связано с ипотечным кризисом, политикой ФРС по сдерживанию инфляции и управлению процент¬ной ставкой, которая привела к резкому сокращению объемов потребительского кредитования, снижению покупательской активности и платежеспособности американцев. «Нестабильная ситуация на финансовом рынке негативно повлияла и на деловую активность, — считает она. — Первые признаки снижения темпов роста США возникли еще в 2004 году, в 2006 году они получили явное подтверждение, поэтому нынешняя ситуация была предсказуема».

Однако многие аналитики признают, что экономические проблемы США были спровоцированы ростом финансовых спекуляций, увеличением бюджетного дефицита, снижением производительности труда и сокращением экспорта. «Американ¬ская экономика в течение десятилетий жила в долг, удерживаясь на плаву только потому, что имела монополию на печатный долларовый станок,» — пояснил «Къ» Досым Сатпаев. Известный политолог говорит о поступательном развитии экономики, подтверждая мнение некоторых экспертов о том, что в XXI веке центры мировой экономики смещаются в сторону emergency markets.

Аналитики исследовательского подразделения Deutsche Bank заявили о том, что в 2020 году ожидается конкуренция доллару со стороны юаня. Считается, что к этому времени Китай и Индия войдут в тройку ведущих мировых держав. Инвестиционная группа Goldman Sachs также обнародовала работу экономиста Джима О’Нила о будущем мировой экономики, где будет доминировать BRIC — Бразилия, Россия, Индия и Китай, которые по совокупному долларовому ВВП к 2050 году должны опередить шесть крупнейших индустриальных государств мира. При этом Китай может обогнать США уже к 2040 г.

Среди важнейших моментов, обеспечивших успех китайских реформ, эксперты называют сохранение доминирующей доли госсобственности. «Создание рынка проводилось путем формирования субъектов рынка в тех нишах, где присутствовал дефицит государства, а не путем повальной либерализации экономики» — поясняет Анар Рахимжанова.

Кроме того, немаловажную роль играет контроль над значительными финансовыми потоками, которые составляют ресурсы банков КНР, Гонконга, Сингапура, Тайваня, а также многочисленной китайской диаспоры по всему миру. Эти средства целенаправленно и скоординировано используются для инвестирования внутреннего развития и составляют, по оценкам, до 70% объемов всех инвестиций в китайскую экономику. Учитывая эти факторы, можно предположить, что к середине ХХI века Китай станет супердержавой.

«Изменение позиций США и Китая в рейтинге объемов промышленного производства может привести к изменению политической ситуации, возникновению попыток снизить роль Китая в мировой экономике, повлиять на степень демократизации Китая доступными для США средствами», — считает Анар Рахимжанова.

Однако политологи призывают быть более объективными при оценке перспектив Китая, которые могут оказаться не очень радужными. «За хором восторженных или настороженных отзывов о китайском экономическом рывке можно проследить и другую статистику», — говорит Досым Сатпаев. По некоторым оценкам, 20% богатых китайцев контролируют примерно 50% всего национального дохода, а на самые бедные 20% населения приходится всего 4,7%. По подсчетам Китайского фонда помощи малоимущим, почти 30 миллионов китайцев живут в полной нищете, еще 60 миллионов имеют годовой доход ниже $100 в год. Получается, что их ежедневный прожиточный минимум намного ниже официально установленного Всемирным банком в размере $1.

Если принять во внимание острый недостаток земли, проблемы сепаратизма, демографического дисбаланса и огромный разрыв в доходах и уровне жизни самого богатого и самого бедного слоев китайского общества, то общую обстановку в стране сложно назвать стабильной, несмотря на очевидные экономические успехи.

Читайте также