Правительство РФ разместило на официальном сайте министерства финансов заявление, что Россия будет принимать заявки на обмен коммерческого долга бывшего СССР в срок до 15 октября. Требования, предъявленные после установленного срока, к урегулированию приниматься не будут. После завершения выверки будет произведен обмен долга на еврооблигации. Это будет третий и последний транш обмена коммерческой задолженности.
Коммерческий долг бывшего СССР до недавнего времени составлял почти 60% всей внешней задолженности России. В 1992 г. Россия приняла на себя долговые обязательства, подписав меморандум «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемниках», а также договор «О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР». Этот договор был утвержден всеми государствами — бывшими союзными республиками, кроме Эстонии, Литвы и Латвии. Участники соглашения признали солидарную ответственность перед кредиторами бывшего СССР и регламентированное долевое участие в погашении внешнего долга.
Согласно договору «О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР» первоначально доля России как в зарубежных активах, так и во внешнем долге Советского Союза составляла лишь 61,34%.
Однако спустя два года Россия, подписав соответствующие двусторонние соглашения, ввиду неплатежеспособности бывших союзных республик, все долги по так называемому «нулевому варианту» взяла на себя в обмен на отказ бывших республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР. Общий объем унаследованных долговых обязательств был определен в $98 млрд.
Затем, из-за затягивания решения вопроса о коммерческом долге бывшего СССР, ассоциация кредиторов развивающихся рынков (EMCA) предложила увязывать вопрос о повышении кредитного рейтинга РФ с урегулированием вопроса о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР в российские евробонды. Общий объем коммерческой задолженности бывшего СССР, который был тогда предъявлен к обмену, оценивался Минфином в размере $1,7-1,8 млрд, с учетом процентов — примерно в два раза больше. Агентом по обмену коммерческой задолженности бывшего СССР по результатам проведенного Минфином РФ за-крытого конкурса стал лондонский Citibank.
В декабре 2002 года Минфин РФ произвел обмен первого транша коммерческой задолженности бывшего СССР на еврооблигации РФ. К обмену были допущены требования кредиторов бывшего СССР на общую сумму $1,28 млрд. По результатам обмена совокупный объем выпуска еврооблигаций РФ составил $1,374 млрд, в том числе еврооблигаций со сроком погашения в 2010 году — $184 млн, со сроком погашения в 2030 году — $1,19 млрд.
Обмен второго транша был проведен в конце 2006 года. Облигации — 2010 общей номинальной стоимостью $140,5 млн. и облигации — 2030 общей номинальной стоимостью $907,8 млн. были обменены на долговые требования по коммерческой задолженности бывшего СССР на общую сумму $1,075 млрд.
В 2001-2002 годах часть еврооблигаций была выкуплена. В настоящее время они находятся на балансе Минфина во Внешэкономбанке России. Объем неурегулированного коммерческого долга на сегодняшний день оценивался примерно в $0,6 млрд.
Условия обмена третьего транша будут аналогичны условиям двух предыдущих траншей, то есть требования кредиторов будут обмениваться на еврооблигации РФ с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. При этом кредиторам будет выплачен весь купонный доход, накопленный за период с момента выпуска бумаг, а также часть основного долга по графику.
В заключение можно отметить, что наличие государственного долга — это нормальное явление для любой страны. Играют роль только размер долга и амбиции страны. В том-то и заключается корень проблемы, что занимаемые средства повисли мертвым грузом на будущих поколениях, вместо того, чтобы развить российскую экономику. Кстати, Россия, кроме больших долгов, имеет не меньшее по размеру долга количество должников. По оценкам независимых экспертов, долг «третьих стран» по кредитам бывшего СССР составляет порядка $80-140 млрд. Конечно, вероятность их возврата не очень велика, и добиться возврата этой суммы полностью невозможно. Однако за недавним списанием так называемых «безнадежных» долгов Ираку, Никарагуа, Сирии и другим странам стоит не столько признание их неплатежеспособности, сколько отсутствие политической воли у российского руководства.