Как заявил председатель совета директоров АО «Евразийский банк» Александр Машкевич, казахстанские банки все чаще инвестируют средства в проекты своих акционеров, что является недопустимым. Некоторые эксперты согласны с ним. Другие же считают, что такое явление не более чем диверсификация вложений. Кроме того, есть недовольства, связанные с утечкой инвестиций за рубеж.
В интервью «Казахстанской правде» председатель совета директоров АО «Евразийский банк» Александр Машкевич заявил о том, что банки не должны финансировать проекты своих акционеров. «Со своей стороны я всегда верю в то, что любые бизнесмены должны расставлять приоритеты и концентрироваться только на тех вещах, которые они умеют делать лучше, чем другие», — соглашается председатель правления АО «Банк Каспийский» Михаил Ломтадзе. С этой точки зрения глава Каспийского считает, что банки должны заниматься только своим банковским бизнесом. «Абсолютно ненормальным является факт, когда все делают всё, и почему-то у всех всё получается», — добавляет он.
По заявлениям главы Каспийского, банк не хочет обслуживать крупные финансовые группы, большие лоббистские предприятия, широкие потоки, быть привязанным к нескольким клиентам. «Мы выбрали самую рыночную нишу — розничную, нам интересен обычный человек с зарплатой 50 тыс. тг., с его ежедневными потребностями и желаниями. Эта ниша самая сложная», — считает Михаил Ломтадзе.
Также глава Каспийского выказал свое недовольство относительно утечки инвестиций за рубеж. «Если у тебя есть банк, ты не должен делать из него инвестиционный фонд, который вкладывает деньги клиентов на фондовом рынке в акции по всему миру. И, таким образом, не занимается своей основной деятельностью, — считает Михаил Ломтадзе. — В результате у такого банка на балансе не риск Казахстана, а риск огромного количества инструментов и активов, которые покупались и финансировались».
Однако есть и другие мнения по этому поводу. Исполнительный директор института экономических стратегий Центральная Азия (ИЭСЦА) Айтолкын Курманова считает, что инвестиции в такого рода проекты — не более чем диверсификация экономики, расширение бизнеса. В любом случае, по ее словам, юридически доказать наличие движений денежных средств между банками и корпорациями, связанными с акционерами, практически невозможно. «Кроме того, что касается утечки за рубеж, конкретно говорить о том, что банки занимаются выводом капитала, нельзя, казахстанский рынок обладает малой емкостью, поэтому многие инвестиции уходят за рубеж», — считает она.
Управляющий директор АО «Казкоммерцбанк» Магжан Ауэзов добавляет, что по вопросу кредитования законодательно прописана доля таких займов лицам, связанным с банками. «Законодательство не запрещает финансирование банками проектов своих акционеров. Вместе с тем законодательство ограничивает объем данного кредитования путем введения пруденциальных нормативов, таких как максимальный риск на связанных заемщиков. На основании изложенного банк вправе осуществлять финансирование связанных компаний в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан», — говорят в пресс-службе АО «БТА Банк». Также представители БТА добавили, что риски банка при кредитовании проектов заемщиков — связанных лиц, по сути точно такие же, как и риски при кредитовании любых других проектов. Вместе с тем, учитывая, что законодательство устанавливает более жесткие требования и накладывает ограничения на сделки банка со связанными лицами, можно сказать, что управление рисками данной категории проектов осуществляется на более высоком уровне в соответствии с требованиями регулятора.
«Кроме того, по данным регулятора, крупных концентраций денежных средств у конкретных заемщиков среди десятка крупнейших банков Казахстана не наблюдается, поэтому оснований для опасений пока нет», — говорит директор аналитического департамента компании «Ренессанс капитал Центральная Азия» Гайрат Салимов.
Однако многие эксперты, в том числе и зарубежные, соглашаются, что финансовую систему Казахстана в этом плане обойти можно.