Отсутствие целостной стратегии и четкого плана действий по Центрально-Азиатскому региону, шитые белыми нитками двойные стандарты в вопросах демократии, неуклюжее потакание Wall Street (последствия известны), которое отвлекало Белый дом от ключевых внешнеполитических вопросов, — все это привело к тому, что США потеряли для себя Центральную Азию. Несмотря на судорожные и невнятные визиты г-жи Райс и чиновников второго эшелона, похоже, надолго.
Сами американцы также признают провал дипломатии Буша в попытках вытеснить Россию с энергетического рынка Центральной Азии. Несмотря на все усилия, им так и не удалось добиться строительства так называемых альтернативных трубопроводов для транспортировки нефти и газа в обход России. Более того, на недавнем саммите ЕврАзЭС в Бишкеке участники этой организации окончательно договорились о создании собственного Единого Энергетического Пространства. И это экономически наиболее приемлемое решение является в то же время и политически мудрым.
Судя по материалам заокеанских СМИ, в своих неудачах американцы винят… «личную дипломатию» Владимира Путина. Они отмечают, что Путин по нескольку раз в год навещает страны региона, в то время как американские и европейские высшие руководители так ни разу и не удосужились почтить своим присутствием центрально-азиатские республики. Визиты вторых, третьих и других лиц, как известно, ничего не решили.
«Премьер-министр Путин совершает визиты в регион несколько раз в год, и его личная дипломатия является критически важной для успеха России», — отметил в своем докладе в вашингтонском Национальном оборонном университете зампред сенатского комитета по иностранным делам Ричард Лугар. По мнению этого влиятельного республиканца, лидеры НАТО и ЕС «не уделили время, энергию и политический капитал», необходимые для закрепления взаимоотношений Запада с Центральной Азией.
Он призывает как Джорджа Буша, так и его преемника навестить этот стратегически важный регион. При этом сенатор напомнил, что Казахстан и Туркмения недавно подписали крупномасштабные соглашения с Москвой о продаже России нефти и газа для поставок на европейские рынки. По мнению Лугара, эти сделки явились отчасти и результатом провала Запада в налаживании личных взаимоотношений с лидерами государств региона. «Готовность этих правительств обсуждать транскаспийские альтернативы не превратится в инвестиции без скоординированного взаимодействия на высоком уровне», — предостерег ветеран американской внешней политики.
Но президенту Бушу, скорее всего, не до Центральной Азии. Разразившийся финансовый кризис заставил его администрацию напрячь все силы, дабы хоть как-то оправдаться перед собственными налогоплательщиками. Хотя и эти шаги даются Бушу с трудом, вряд ли они позволят стабилизировать ситуацию в экономике страны и прибавят дивидендов его партии.
Естественно, в выступлении Лугара не обошлось и без традиционных заклинаний о необходимости «диверсификации» поставок и борьбы с «энергетическим диктатом» Москвы. По его мнению, Россия продолжает укреплять свою «почти состоявшуюся монополию» по транзиту газа в Европу и стремится создать глобальный газовый картель. Ветеран «холодной войны» призвал Европу и США немедленно сплотиться для отпора российской «энергетической экспансии».
Но, по-видимому, уже поздно. Слова российского парламентария Вадима Густова о создании единого энергетического альянса и инициатива скорейшей интеграции экономических процессов, выдвинутая Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, материализовались очень быстро.
Несмотря на все усилия, западной дипломатии так и не удалось добиться строительства транскаспийских нефте- и газопроводов.
Москва же укрепила свои позиции в регионе, достигнув соглашений о переходе на новую формулу цены газа и о строительстве новых веток трубопроводов из Средней Азии на свою территорию.
Американские военные покинули Узбекистан (думается, также не обошлось без «руки Москвы»).
Недовольство кыргызского общества относительно присутствия американских самолетов на аэродроме Манас тоже неуклонно нарастает.
Роль Центральной Азии в поставках энергоносителей сейчас достаточно велика. Россия получает оттуда 60 млрд кубометров газа в год — это очень большой объем. Поэтому неудивительно, что в этих странах часто бывают и Путин, и Медведев, и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Безусловно, личные отношения имеют большое значение. Однако не стоит их переоценивать, поскольку Москва в последнее время вынуждена идти и на уступки ряду центральноазиатских государств. Во многом «благодаря» американской позиции.
В вопросах транспортировки углеводородов Казахстан занимает прагматичную позицию: главное — экономическая выгода. А политический аспект, вероятно, интересует Астану гораздо меньше. Но даже если говорить о политике, то следует учесть и то, что Америка довольно далеко, а Россия здесь, рядом. По-прежнему немалый вес имеют и инфраструктура, и старые советские связи, и менталитет.
Возможно, это и есть начало конца эпохи Америки?!
Курсив-справка
Вашингтон стремится вбить клин в успешное энергетическое сотрудничество между Россией и странами Евросоюза.
В вопросах транспортировки углеводородов Казахстан занимает прагматичную позицию: главное — экономическая выгода.