На рынке зерна наблюдается застой, поскольку экспортеры надеются, что мировые цены пойдут вверх, а зернопереработчики — что вниз.
По итогам прошедшего в правительстве в минувшую пятницу совещания, посвященного проблемам сельского хозяйства и, в частности экспорта зерна, стали ясны, по крайней мере, две вещи — урожай в этом году хоть и уступает прошлогоднему, но неплохой, и правительство не будет в ближайшее обозримое время вводить запрет или ограничения на экспорт зерна. А вот по всем остальным вопросам ясности гораздо меньше. Как сообщил министр сельского хозяйства РК Акылбек Куришбаев, уборка в Казахстане практически завершена, собрано 17,3 млн тонн зерна в бункерном весе. Прогноз валового сбора зерна — 17,5 млн тонн. Для обеспечения регионов, не имеющих своего сырья, заключены меморандумы с зерносеющими областями, в соответствии с которыми будет поставлено 1,3 млн тонн. Из общего числа потенциально может быть экспортировано около 5,5-6 млн тонн. На этом же совещании, памятуя осень прошлого года, было заявлено, что продбезопасность страны гарантирована. Однако сложившаяся сегодня на рынке картина принципиально отличается от той, что была год назад.
Напомним: урожай 2007 года был рекордным, хотя он был недостаточен для того, чтобы обеспечить устойчивость цен на внутреннем рынке. Именно осенью прошлого года после резкого роста цен на пшеницу на мировых рынках (с него начался и мировой всплеск цен на продовольствие) правительство Казахстана усилило госрегулирование на агрорынках. С конца 2007 года был ограничен экспорт пшеницы и ряда зерновых. Минсельхоз активизировал зерновые интервенции, а весной 2008 года было объявлено о планах по созданию государственного зернового трейдера.
Парадокс ситуации, возникшей минувшей осенью, заключается в том, что ввиду больших урожаев зерновых на Украине и в России правительство Казахстана вынуждено было играть не на понижение, а на повышение. По сути, год назад действия властей были призваны сбить уровень цен на рынке, в этом же году, видимо, усилия, реализуемые через АО «Продкорпорация», направлены на поддержание цен и рентабельности зерновых хозяйств. Кроме стабилизационных ресурсов продовольственной пшеницы, которые формируются «Продкорпорацией» по заданию правительства и составляют 600 тыс. тонн, завершается формирование реализационных ресурсов в объеме 400 тыс. тонн. Закуп зерна в государственные и стабилизационные ресурсы осуществляется по цене $250 за тонну. «Сейчас закупочная цена ниже цены «Продкорпорации» — $235-240. По этой цене закупают трейдеры, мельницы»,- рассказал «Къ» генеральный директор «КазАгроТрейд» Абударда Кошанов.
«Государство действует руками «Продкорпорации» и не дает рынку создать рыночные условия. Она выставляет цены выше рыночных, и пока никто не может понять, каков уровень рынка на самом деле. Производители и трейдеры не предполагают, на каком уровне могут закупать и продавать», — разъяснил «Къ» генеральный директор «Виталмар Казахстан» Александр Малов. Как результат, рынок зерна практически встал, абсолютно нет сделок, как и нет экспортных контрактов. «Насколько я знаю, экспорта зерна вообще нет никакого, идет экспорт муки. И идет еженедельное снижение цен на муку при снижении цен на зерно, — уточняет руководитель ТОО «АгроКом» Михаил Пугачев. — Если в прошлом году не успевали за повышением цен на зерно, то в этом году не успеваем за его снижением».
И это в настоящий момент основной тренд на рынке, который подтверждают и авторитетные эксперты. Так, агентство Bloomberg со ссылкой на заявление Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН сообщило, что производство зерна в мире в нынешнем году увеличится на 4,9% по сравнению с прошлым годом и достигнет рекордного уровня. Только в Европе рост составил 23% — до 478,6 млн тонн. В результате в течение месяца цены по фьючерсным контрактам на пшеницу на французской бирже Matif снизились на 19% со 185 евро/т до 155,5 евро/т. Как считают специалисты, падение цен на зерновом рынке будет продолжаться как минимум до января-февраля 2009 года. «Делать какие-то прогнозы в зерновом бизнесе — неблагодарное дело. Рынок меняется чаще всего в ту сторону, в которую никто не ждал. Но предпосылки пока складываются к падению цены. И пока не видно предпосылок для роста цен в Казахстане», — считает Александр Малов.
Как ни странно, именно из-за этих факторов рынок зерна продолжает оставаться «головной болью» для власти. Дело в том, что если тренд на понижение будет продолжен, то это грозит возникновением серьезных проблем у производителей. «Цена $200 за тонну — это практически себестоимость, минимальная рентабельность», — разъяснил «Къ» сенатор Евгений Аман. Поэтому часть участников рынка позитивно отзываются о действиях правительства, которое установило своего рода benchmark на уровне $250 за тонну. Однако насколько эта мера сумеет поддержать рынок, остается неясным. Ясно только одно — она его всерьез «заморозила», в том числе «заморозила» и заключение экспортных контрактов. «Пока еще никто ничего не закупает, не знают цены на зерно. Цены не стабилизировались и на мировом рынке, европейские трейдеры еще не закупают — все ждут цены», — констатирует Абударда Кошанов.
Кроме того, многие игроки крайне критически оценивают ситуацию. «У нас поставлена кем-то задача — поддержать сельхозтоваропроизводителей. А то, что есть мукомолы, хлебопеки, никого не волнует, — считает президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Евгений Ганн. — Я говорил мукомолам — не торопитесь закупать большие партии — будет провисание цены, особенно в ноябре. Тогда и закупимся. Сейчас зачем? Сейчас другая беда — жестко используется адмресурс — акимы запрещают продавать ниже $250, хотя цена спроса доходит только до 190-200. У нас вся зерновая экономика заканчивается на том, как продать зерно».
«Со стороны государства идет непонимание внешних проблем, которые возникают на мировых рынках, — говорит Александр Малов — Цены закупа, установленные «Продкорпорацией», — это цены, которые не позволяют выходить на внешние рубежи. Пока только цена на муку на внешних рынках позволяет мукомолам получать хорошую прибыль. Но для производителей это двояко — пока держатся цены, особых продаж нет и не будет. Все в ожидании новых сигналов рынка рассчитывают на увеличение стоимости».