То ли ветер свистит над пустым и безлюдным полем?
Тяжело рынку выздоравливать. Лихорадка «продаем-все-что-можем» отступает не сразу, и каждая фаза улучшения сменяется новым приступом озноба. Капельки пота вновь покрывают сморщенные лбы инвесторов и они вновь нервно нажимают на кнопки SELL — вернее, на те из них, которые еще не запали от постоянного нажима. Денег дали, долги прогарантировали, дальнейшую поддержку пообещали -чего еще им надо? — недоумевают центробанки. Время. Время, которое требуется пациенту, до этого частично парализованному, чтобы вновь научиться бегать. Сам подъем на ноги для него уже практически новая жизнь. И этот подъем, ознаменованный резким ростом фондовых индексов и сырьевых валют, как мне кажется, случится скорее рано, чем поздно. А вот дальше будет сложнее — чувствительность окончаний нужно разрабатывать, да и сама нервная система подорвана последним объемами стресса, выпавшего на долю инвесторов за последние пару месяцев.
Тем не менее страх понемногу отступает. Это может быть не так заметно по валютному рынку, загнавшему евро-доллар и фунт-доллар под 1,29 и 1,63 отметки соответственно. Иеновые кроссы — эпицентр страха — торгуются на уровнях, о которых во время зимней спячки даже смелые медведи не могли и мечтать. 162 иены за фунт по сравнению с 250 чуть более года назад — это ли не квинтэссенция всего произошедшего на рынках за последнее время. Однако происходящее связано скорее не с новыми эманациями паники на рынках, а с закрытием позиций — как просроченных, так и новооткрытых на этой неделе в ожидании коррекции риска — шортов по иене и доллару. Попытки закрытия даже средних для рынка форекса в его нормальном состоянии позиций в 50-100 миллионов при текущем отсутствии торговой ликвидности вызывают локальные бури в той или иной валютной паре, когда котировки двигаются со скоростью осеннего ветра в карагандинских степях. Долго рассуждать о причинах и следствиях данных перемещений не имеет особого смысла: климат — он и есть климат, и в его условиях нужно просто выживать. Либо поехать отдохнуть в менее резко континентальные пояса до восстановления нормальных условий на рынках.
Более ясно оттепель чувствуется на рынках кредитных и межбанке — после недели переваривания пакета господдержки ставка трехмесячного Либора снизилась на 76 базисных пунктов с пика, зафиксированного 10 октября, что может быть предвестником еще более мощного снижения на 100-150 бп до конца года. Даже после этого снижения спрэд Либора над безрисковой ставкой будет выше докризисных уровней, однако, учитывая вероятное снижение ставки ФРС до 1,0-1,25% и сокращение дальнейшей риск-премии по Либору, к концу года 3m Libor может оказаться в диапазоне 2,0-2,5%, что существенно облегчит дыхание заемщиков по сравнению с 4,82% фиксингом всего лишь пару недель назад.
Несмотря на то, что грядущие публикации макроэкономической статистки вряд ли добавят оптимизма участникам рынка, инвесторам следует смотреть на грядущие данные сквозь призму уже объявленных госпрограмм — на их реализацию, безусловно, потребуется время, однако объем государственной поддержки, оказываемой сейчас частному сектору по всему миру, настолько беспрецедентен и повсеместен, что проникновение данной помощи в реальные сектора экономики — действительно лишь дело времени.
Что касается времени восстановления рынка, то как всякому пациенту-холерику его (времени) ему может потребоваться гораздо меньше, чем реальному сектору. Нормализация условий кредитного рынка и новые усилия госинститутов в отношении кредитных и фискальных условий ведения бизнеса должны способствовать появлению интереса к приобретению активов по текущим глубоко аномальным ценам со стороны крупных уцелевших инвесторов, таких как суверенные wealth-фонды, пенсионные структуры и фонды общих инвестиций.