Банковский холдинг SAFC на сегодняшний день является одной из крупнейших в стране финансовых организаций. На фоне кризиса на мировых финансовых рынках к корпорации и ее дочерним компаниям наблюдается повышенный интерес. Что вполне обосновано. В прошлом году размер чистой прибыли корпорации составил 102 млрд, 864 млн тенге, а активы порядка $10 млрд 49 млн. Не меняются и стратегические цели. Например, к 2010 году АО «Финансовая корпорация Сеймар Альянс» (SAFC) по-прежнему планирует стать лидирующей финансовой группой в республике, создав крупнейшую многоканальную сеть дистрибуции финансовых продуктов. О приоритетах в развитии корпорации, работе и настроении ее команды, достигающей значимых результатов не только в финансовой сфере, но и многом другом, интервью с заместителем председателя правления холдинга Сакеном Сейфуллиным.
— Сакен Орынбекович, сегодня в Европе вновь популярна идея Маркса о том, что жадность, присущая капитализму, способна погубить его самого. Вы согласны с таким утверждением?
— Вы знаете, что касается мирового кризиса здесь вообще трудно что-нибудь комментировать или добавить, даже всемирно известные аналитики каждую неделю попадают пальцем в небо, пытаясь как-то спрогнозировать ситуацию. А вообще, мы-то воспитаны на Марксе, читали его работы. Это однозначно великий экономист. Если, к примеру, сравнивать экономические идеи Карла Маркса, Адама Смита, сторонников теории о «невидимой руке», регулирующей рынок, то здесь все по-своему правы, звезды на небе не сталкиваются, жизнь ведь многогранна.
— А каковы главные бизнес-ориентиры такого крупнейшего холдинга, как «Сеймар Альянс», как они могут измениться по мере выхода из мирового финансового кризиса и изменятся ли вообще?
— Основное направление нашей деятельности — банковский и страховой бизнес. Главные наши активы — это Альянс Банк, СтарБанк в России, а также две страховые компании «Альянс Полис» и «Alliance — Страхование жизни». Кроме того, у нас есть собственное финансовое агентство, а также предприятие по инкассации. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы компании оставались на лидирующих позициях. Главное на сегодня — стабильность, повышение качества сервиса тех продуктов и услуг, которые отвечают и удовлетворяют потребностям населения и юридических лиц в данный момент.
— По-вашему, для Альянс Банка кризис миновал?
— Нестабильная экономическая ситуация в мире оказала некое влияние на деятельность Альянс Банка, в частности, мы снизили свою кредитную активность, зато увеличили запас ликвидности и уже выплатили 80% внешнего долга 2008 года. Кроме того, хочу отметить, что строительный кризис, разразившийся в стране, нас практически обошел стороной, так как у нас нет ипотеки, в основном мы позиционировали себя как розничный банк, специализирующийся на потребительском кредитовании. На тот момент это была хорошая бизнес-модель, сейчас же мы двигаемся как универсальный банк. Вы же понимаете: в жизни нет ничего статичного, все течет, все меняется, ну, и мы, соответственно, тоже. Я надеюсь, эти непростые времена, которые мы переживаем, пройдут и все отечественные финансовые институты сумеют с честью выйти из сложившейся ситуации.
— В июне этого года, одновременно с погашением займов Альянс Банком, холдинг SAFC увеличил уставной капитал своей страховой компании «Альянс Полис» до 2,5 миллиарда тенге. С чем это связано?
— Мы действительно увеличили уставной капитал нашей страховой компании, демонстрируя тем самым готовность акционеров даже в эти непростые времена поддерживать развитие компании и обеспечивать ее устойчивость. На сегодняшний день «Альянс Полис» — это универсальная компания с филиалами во всех городах, а также широкой агентской сетью, практически мы присутствуем на территории всей страны. Кроме того, уверен, что страховой рынок Казахстана — очень перспективный и быстро растущий. В будущем по темпам своего роста он, вероятно, будет опережать банковский сектор. Пока традиции страхования в Казахстане еще слабые, но процесс развития этого рынка постепенно уже набирает обороты и надо быть к этому готовыми. Я, к примеру, своим друзьям говорю: «Можете смело отдавать своих детей обучаться на страховое дело, за ним будущее».
— Ситуация в России несколько сложнее чем в Казахстане, так как ввиду развитости российского фондового рынка мировой кризис ударил по ней сильнее, как эта ситуация сказалась на вашем российском активе СтарБанке?
— В принципе на СтарБанке кризис сильно не сказался. Это небольшой банк с головным офисом в Москве и 15 отделениями в четырех федеральных округах России, таких городах как Ноябрьск, Омск, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Тюмень, Ямало-Ненецкий автономный округ. В планах банка войти в тридцатку крупнейших банковских институтов России. На данном этапе нет цели работать по всей России, сегодня речь идет о создании филиалов в крупных городах с тем, чтобы обеспечить устойчивое присутствие «СтарБанка» в 7-8 городах-миллионниках. Задача сделать «СтарБанк» крепким универсальным банком с хорошей репутацией.
— Сегодня Ассоциация коллекторов, председателем которой Вы являетесь, намерена способствовать созданию жесткого законодательства в отношении так называемых проблемных заемщиков, что Вы думаете по этому поводу просто как человек и отец семерых детей?
— Сама ассоциация фактически сейчас не работает, так как находится в процессе государственной регистрации. Вообще коллекторская деятельность — это новый для нас бизнес, появившийся в последние два года. Сегодня он есть и существует большая потребность какие-то вопросы, связанные с его деятельностью упорядочить. Меньше всего финансовые институты, банки и сами коллекторы хотят наказать или как-то придавить человека, попавшего по каким-либо причинам в разряд «проблемных заемщиков». Это никому не нужно. Здесь очень важно найти решение проблемы, которое бы удовлетворяло все заинтересованные стороны, например, возможно реструктурировать долг, пролонгировать его, составить новый график погашения или возможно предоставить дополнительный залог. Каждый конкретный случай надо изучить, понять причины, по которым человек попал в эту ситуацию и найти подходящее решение, это и есть работа коллекторов, действующих исключительно в правовом поле. Главное — найти взаимоприемлемое решение — это раз. Во-вторых, колллекторство — это новая сфера, и мы будем идти на те или иные законодательные инициативы, что естественно. Сейчас очень важно, чтобы четко была прописана сама коллекторская деятельность, разработан этический кодекс для людей, работающих с дебиторской задолженностью. Вот, собственно, и все. В некоторых странах законодательно предусматриваются определенные меры в отношении злостных неплательщиков, например, человека с проблемными кредитами могут не выпустить за рубеж или отказать в приеме на госслужбу. И хотя сейчас речь об этом не идет, все же мы будем инициировать введение аналогичных мер и у нас. А если говорить с отцовской позиции, безусловно, долги надо отдавать, думаю, это не подлежит сомнению.
— Расскажите о главном событии этой осени — Чемпионате мира по блиц-шахматам, где размер призового фонда составляет 350 000 швейцарских франков. Значит ли это, что у попечителей фонда все в порядке?
— Чемпионат мира по блиц-шахматам, организованный Некоммерческим благотворительным Seimar Social Fund-ом, пройдет 7-8 ноября в Алматы. Это мероприятие очень важное и ответственное. Размер призового фонда — 350 тысяч швейцарских франков (самый большой в истории блиц-турниров), думаю, соответствует его значимости. Мы ждем ведущих мировых шахматистов, а также почетных гостей. Многократный чемпион мира Анатолий Карпов проведет сеанс одновременной игры. Членами апелляционного жюри будут Виктор Корчной и Борис Спасский — легенды мирового шахматного спорта, я буду заместителем главного судьи. Уверен это будет очень интересное мероприятие с сеансом одновременной игры для детей, состязаниями между любителями. Предварительно мы провели отборочный турнир для воспитанников детских домов, журналистов и призеров VIII ежегодного детско-юношеского турнира Seimar Chess Tournament. Сильнейшие получили право принять участие в сеансе одновременной игры с Анатолием Карповым. Приедет также и выдающийся английский гроссмейстер Найджел Шорт, который будет комментировать партии для англоязычного мира в прямой трансляции чемпионата в режиме on-line, с этой целью уже создан и работает специальный интернет-сайт.
Но наряду с этим Seimar Social Fund осуществляет и другие проекты. Активно развивается координационный центр волонтеров «Команда SOS». Добровольцы обучают воспитанников детских домов английскому и турецкому языкам, ведут для них школу дизайна и граффити, организуют специальные игры для детей-сирот в рамках телепроекта «Лидер XXI века», во многих школах Казахстана силами волонтеров «Команды SOS» проводятся экоуроки «SOS сайга». Не так давно состоялся семинар и объявлен конкурс для журналистов по темам «Пути решения вопросов социального сиротства» и «Добровольческая деятельность в Казахстане». Цели данного конкурса: привлечение внимания общественности и государства к решению вопросов социального сиротства и добровольческой деятельности в Казахстане; вовлечение журналистов и представителей СМИ в процесс анализа, изучения и проработки социально-значимых вопросов, а также сотрудничество в разработке конкретных предложений и проектов для эффективного решения вопросов социального сиротства и добровольчества; развитие социального направления в журналистике и средств массовой информации, поощрение лучших журналистов за профессионализм.
Деятельность Seimar Social Fund многогранна и мы будем рады интересу и активному участию каждого в реализации каких-либо проектов или направлений фонда и координационного центра волонтеров «Команда SOS».
— А почему именно шахматы?
— В свое время я сам увлекался игрой в шахматы. Провести чемпионат мира планировалось еще в прошлом году, это решение принял президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов после встречи с президентом Федерации шахмат Казахстана Маргуланом Сейсембаевым. Кстати, ожидается, что Кирсан Илюмжинов приедет на чемпионат мира. Думаю, это будет солидный спортивный турнир, подобных которому в Казахстане еще не проводилось!
— Сакен Орынбекович, какие отрасли в Казахстане и проекты, на Ваш взгляд, сейчас могут быть наиболее интересны для инвестирования вообще и для SAFC в частности?
— Поскольку я много лет занимался пищевой промышленностью, эта отрасль, на мой взгляд, одна из интересных для инвестирования. В свете же продовольственного кризиса в мире агропромышленный сектор вообще приобретает архиважное значение. Об этом сейчас много говорят и пишут, вокруг Алматы и Астаны создают продовольственный пояс. Я вообще считаю, что для Казахстана в целом естественно быть сильной агропромышленной страной, здесь огромные перспективы. Нужно больше внимания уделять реальному сектору экономики, а не каким-то воздушным вещам.
— А производство биоэтанола, по-вашему, интересный бизнес?
— У меня неоднозначное мнение по данному вопросу. В принципе это, наверное, перспективное направление, но на сегодня, я думаю, из пшеницы не стоит делать топливо. Не хочу быть ретроградом, но, в данном случае, последствия такой инновационной деятельности, по-моему, не совсем оправданы. К примеру, в Бразилии начали производить топливо из сахарного тростинка, и в итоге цены на сахар резко пошли вверх, тоже самое с пшеницей: в первую очередь, нужно накормить людей, а не подогревать рост цен на самые необходимые продукты питания. Мне кажется, нельзя сельскохозяйственные культуры, напрямую идущие на питание людей, использовать в иных целях. Когда в Азии и Африке голодают люди, делать биоэтанол из пшеницы, по меньшей мере, странно.
— В свое время и до сих пор Вас называли «молочным королем», как Вы к этому относитесь и почему решили сменить область деятельности?
— Сельскохозяйственная тематика для меня всегда была очень интересной. Годы, когда я создавал «Фудмастер» и там работал, были для меня годами большого счастья. Вообще, я с детства люблю молоко и все продукты, с ним связанные: кашу, творог и т.п., и от этого тем более приятно осознавать, что мне посчастливилось участвовать в воссоздании молочной отрасли Казахстана. Тем не менее, на каком-то этапе захотелось попробовать себя в другой сфере.
— Кстати, на другую тему. Вы страстный коллекционер, как появилось столь необычное хобби собирать ступки?
— Однажды друг подарил мне ступку, с этого собственно все и началось. А вообще говорят, что ступки приносят счастье и еще это орудие алхимика. В моей коллекции уже десятки разных ступок. Удивительно, но ступки есть практически во всех культурах. Вот у меня есть ступка XIX века из черного дерева, которую привезли из южной Индии. В Европе масса ступок из самых разных материалов: чугуна, меди и дерева. В последнее время я стал более критически подходить к выбору отдельных экземпляров для своей коллекции и приобретаю далеко не все предметы.
— Как внуку известного общественно-политического деятеля, писателя Сакена Сейфуллина, помогала ли фамилия Вам в жизни, бизнесе?
— Напрямую нет, конечно, зато я постоянно ощущал груз ответственности, поскольку мне все время говорили «Будь достоин фамилии!».
— Какие люди стали ключевыми в Вашем становлении как личности и бизнесмена?
— В первую очередь это, конечно, моя мама. Ее безграничная любовь, вера, критический взгляд, воспитание, много мне дали. А вообще, я думаю, у многих людей в жизни можно научиться полезным вещам.
— На кого Вы равняетесь по жизни?
— Для меня чрезвычайно интересен период начала XX века. В это время вышла целая плеяда замечательных людей: Магжан Жумабаев, Турар Рыскулов, Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Мустафа Чокай и другие. Они творили в одно время, и также в одно время прекратился их жизненный путь. Просто удивительно, какой это был могучий взрыв энергии, интеллектуальной и моральной силы, этот период я постоянно изучаю и читаю много литературы по истории того времени.
— Какой отдых Вы предпочитаете? Где любите путешествовать и почему?
— Люблю ездить по Казахстану, на Иссык-куль, хотя иногда выезжаю за рубеж, чтобы получить новое видение или купить новую ступку (смеется). Часто выезжаем своим кругом, «дикарями» по республике, катаемся на квадроциклах. В этом году я открыл для себя замечательное место в центральном Казахстане, там, недалеко от поселка Агадырь, есть складчатые горы, в которых по прошествии многих лет стекающая вода проделала большие отверстия, своего рода нерукотворные колодцы, которые по-казахски так и называются «жетi yды».
— Как Вы считаете, что, прежде всего, нужно сделать в жизни?
— Дать ответ на вопрос, для чего стоит жить, наверное, очень сложно. Ради детей — точно стоит. Уверен, что человек должен обязательно создать семью, завести детей, которым в первую очередь нужно передать любовь, здоровье, дать образование, привить позитивное отношение к жизни, веру, в широком смысле этого слова. Работая, каждый день стремиться как-то улучшить жизнь, повышать свой профессиональный уровень и совершенствовать самого себя, сделать что-то полезное.
— Например?
— В этом году я выступил спонсором двух важных проектов — это издание книги «Знамя победы. Запоздалая правда» о Рахимжане Кошкарбаеве, нашем земляке, который совместно с Григорием Булатовым первыми водрузили знамя над фашистским Рейхстагом, а потом незаслуженно были забыты историей. Кроме того, спонсировал проект сохранения творчества выдающегося акына Кокена Шакеева, мы собрали его старые записи, обработали и переиздали в цифровом формате.