В новом отчете «Глобальный экономический прогноз» Fitch Ratings прогнозирует, что крупнейшие страны мира с развитой экономикой: США, Великобритания, страны еврозоны и Япония — в следующем году испытают самый резкий спад ВВП со времен Второй мировой войны. Как ожидается, агрегированный показатель роста ВВП в этих странах будет отрицательным, на уровне — 0,8% в 2009 году по сравнению с аналогичным показателем в 1,1% за 2008 год. Ожидается, что сложная ситуация с кредитными ресурсами, сокращение потребительских расходов и снижение корпоративных инвестиций приведут к серьезному спаду в развитых странах. Правительство РК, Национальный банк и АФН предполагают, что экономический рост в Казахстане в 2009 году будет порядка 5-6% , что существенно отличается от заявленных ранее 9,9%.
Согласно отчету Fitch, рост мирового ВВП в следующем году составит лишь 1%, что представляет собой самые медленные темпы роста с начала 1990-х годов, в то время как средний показатель за последние пять лет равен 3,5%.
Сочетание рецессии в странах с развитой экономикой, и, соответственно более низких цен на сырье, сокращение притока международного капитала приведут к резкому замедлению роста на развивающихся рынках, хотя, по мнению аналитиков Fitch Ratings, большинству из них все же удастся избежать сильного спада и, тем более, дефолта.
У рецессии развитых стран, обусловленной сокращением предложения кредитных ресурсов, имеется немного исторических параллелей, с помощью которых можно было бы судить о ее возможной глубине или длительности. В настоящее время как в США, так и в Западной и Восточной Европе происходит процесс сокращения заимствований домохозяйствами и компаниями, что будет сказываться на уровне расходов этих стран в течение достаточно длительного времени.
Отметим, что по прогнозам Fitch, произойдет некоторое замедление роста в Китае (немногим более 7% в 2009 году), что будет являться самым низким темпом роста почти за два десятилетия. В то же время агентство ожидает средний рост Бразилии, России, Индии и Китая в 5,7%, что отражает действие сильных структурных факторов в экономике этих стран.
Однако распространение кредитного кризиса на развивающиеся рынки ухудшает перспективы не только тех компаний в странах с развитой экономикой, что занимались добычей и импортированием сырья, но и в существенно большей степени осложняет положение тех стран, что построили свое благополучие на экспорте ресурсов. Иными словами, если международные эксперты ожидают для развитых стран только рецессии, положение Казахстана гораздо серьезнее.
Основными контрагентами, из-за кризиса в которых может более всего пострадать экономика Казахстана, являются страны — главные потребители казахстанского сырья — США и Китай. Хотя, по мнению Fitch Ratings, нефтяные и газовые компании Казахстана имеют хорошие позиции, чтобы стать средними по размеру игроками, их дальнейший успех зависит прежде всего от способности финансировать масштабные инвестиционные программы без ущерба для кредитоспособности.
А в финансовом секторе Казахстана впервые за последние годы наблюдается снижение кредитных рейтингов. В октябре этого года S&P понизило суверенный кредитный рейтинг страны с BBB до BBB-, долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в тенге до BBB/A-3 с BBB+/A-2, подтвердило краткосрочный рейтинг по обязательствам в валюте на уровне A-3. Рейтинги выведены из списка CreditWatch, и пересматривать их в ближайшее время S&P не будет. Агентство Fitch ограничилось более мягким решением: суверенные рейтинги Казахстана (дефолтный в валюте для краткосрочных заимствований — BBB и для долгосрочных — BBB+) подтверждены, но прогноз по ним изменен — с позитивного на стабильный.
Очевидно, что Fitch несколько оптимистичнее, чем S&P, оценивает происходящее в финансовом секторе Казахстана, но в целом оценки аналитиков двух агентств сходятся. Некоторый оптимизм в своих аналитических прогнозах они объясняют лишь высокой вероятностью того, что обстановка с ликвидностью в банковской системе Казахстана будет по-прежнему жестко контролироваться правительством и Нацбанком РК.
Однако проблемы у Казахстана есть не только в финансовом секторе. К сожалению, казахстанский еще молодой и несовершенный рынок слишком зависим от ликвидности финансовых активов, поэтому проблемы начались и в отраслях реального сектора, что гораздо серьезнее. Ведущие добывающие компании заявили о приостановке производственных работ. С 1 ноября компания Arcelor Mittal Still Temirtau остановила Балхашский цинковый завод. «Казахмыс» объявила о консервации медно-золотоносного рудника «Нурказган» и медного рудника «Конырат». Две другие системообразующие корпорации Казахстана — ENRC и «Казцинк» — также на грани остановки.
Некоторые эксперты даже утверждают, что если до конца 2008 года мировой кризис не пойдет на спад, то уже в середине 2009 года Казахстан может оказаться на грани дефолта. Действительно, следующая совокупность фактов, выстроенная в логической последовательности, может свидетельствовать, что такое развитие событий вовсе не невероятно.
17 сентября глава Госагентства по финансовому надзору Республики Казахстан Елена Бахмутова сообщила, что казахстанским банкам до 1 сентября 2009 года необходимо погасить $12 млрд внешних займов. А по самым оптимистичным оценкам агентства S&P, доля стрессовых ссуд казахстанских банков равна 35-40%. Кроме того, финансовый кризис в Казахстане связан с ростом инфляции. По официальным данным, в мае 2008 года инфляция в РК составила 19%, а по неофициальным (по основной группе товаров и услуг) — 40%.
По мнению экспертов, основными причинами, приведшими к вышеуказанному процессу в последние два года, явились: рост импорта при снижении темпов роста производительности труда; увеличение средних контрактных цен на импортную продукцию; относительно высокий совокупный внутренний спрос; рост выплат нерезидентам; снижение внешнего притока капитала в результате глобального кризиса ликвидности; ценовой шок на международных рынках сырья и т.д.
В настоящее время в Казахстане объем просроченной задолженности населения продолжает расти. В то же время акции большинства казахстанских компаний на иностранных биржах в сентябре 2008 года продемонстрировали катастрофическое падение на фоне обострения финансового кризиса.
Так, с начала июля рыночная стоимость компаний, включенных в представительский список KASE, упала на 44,4% до $52,7 млрд. Наиболее капитализированные компании на казахстанской фондовой бирже, такие как ENRC, РД «КазМунайГаз», Казкоммерцбанк, БТА Банк с начала июля потеряли в стоимости 39-50%. Уменьшился и объем торгов. За восемь месяцев 2008 года объем операций купли-продажи акций на KASE и РФЦА снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,1 раза.
Очевидно, что Казахстан переживает, пожалуй, один из самых сложных и тревожных по последствиям период своего существования. Официальной причиной нынешнего положения вещей объявлен пресловутый «мировой кризис», который как не менее памятный «неуловимый Джо», по-видимому, будет назначен ответственным за собственные просчеты и ошибки правительств не только в Казахстане.
Кстати, внешний долг Казахстана оценивался по состоянию на 1 января 2008 года в $103,8 млрд. В государстве же практически не осталось компаний, способных вести суверенную финансовую операционную деятельность ввиду отсутствия свободных средств.
На сегодняшний день вся залоговая недвижимость Казахстана оценивается примерно в $40 млрд. Единственный, кто выиграет в нынешней ситуации, это инвесторы, которые будут готовы сделать долгосрочные вложения. И такие инвесторы как ни странно находятся, несмотря на кризис. В условиях «сдувшегося» казахстанского рынка многие отечественные компании стали привлекательными для игроков с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Получается следующее: акции иностранных компаний подешевели в два раза. Отечественные игроки не могут финансировать даже текущую операционную деятельность. Значит, нужно ожидать появления какой-то «третьей силы», сторонних инвесторов, которые начнут новый виток дешевой скупки оставшейся после кризиса материальной и финансовой инфраструктуры страны. Следовательно, все останется по-прежнему: и активы будут уходить из Казахстана, а не реинвестироваться в экономику, и будут уходить появившиеся было надежды на суверенное развитие страны.