«Проблему не надо замалчивать» — решили участники шестого международного финансового саммита в Стамбуле, обсудив вопросы, связанные с влиянием мирового кризиса на экономику Турции, а также возможные пути его преодоления.
Нынешний саммит на тему «Глобальный кризис и Турция» стал, пожалуй, наиболее острым из всех предыдущих встреч представителей турецкого финансового мира. Главная интрига была в том, что участники саммита впервые рассматривали воздействие на Турцию кризиса, виновником которого она не была. Напомним, на протяжении 1990-х годов турецкая экономика неоднократно переживала серьезные спады и потрясения, последнее из которых произошло в 2001 г. Тогда в результате кризиса были сокращены десятки тысяч рабочих мест, а недовольные люди с протестом вышли на улицу.
Однако именно большой опыт в разрешении локальных финансовых потрясений, стал для турецкого бизнеса той вакциной от страха перед кризисами, которая позволила стране в отличие от многих других государств подойти к глобальному кризису более подготовленной. Так, на саммите часто можно было услышать, что именно кризис 2001 г. помог финансовой системе страны освободиться от балласта и стать более дисциплинированной. Тем не менее, наличие нынешнего кризиса в Турции долгое время отрицалось, официально эту проблематику начали обсуждать лишь несколько месяцев назад.
Во многом это связано с тем, что турецкие банки, ставшие более осторожными, практически не присутствовали на рынке sub prime, а потому не понесли потерь из-за проблем на американском рынке. Тем не менее, падение спроса в странах-импортерах, прежде всего в Европе, привело к тому, что реальный сектор Турции, который собственно и обеспечивает основной приток капитала в страну, столкнулся с необходимостью сокращать производство. В условиях кризиса европейские компании предпочитают заказывать меньшие объемы продукции, в том числе и знаменитый турецкий текстиль. Кроме того, турецкие компании уже сейчас испытывают серьезные проблемы с платежеспособностью.
«Глобализация сделала нынешний кризис более сложным и даже уникальным», — считает Тайфун Баязит, исполнительный директор и генеральный менеджер одного из крупнейших в Турции банков Yapi Kredi. Как говорят турецкие банкиры, сегодня банковская система страны достаточно сильна. Основной секрет такой устойчивости — консервативная и даже острожная политика как самих банков, так и государственного регулятора. К примеру, получить сегодня ипотечный кредит в турецком банке большей части населения практически невозможно из-за высоких процентных ставок, однако персональные займы, прежде всего по карточным продуктам, демонстрировали в последнее время бурный рост и это при том, что до 50% доходов обычной турецкой семьи уходит на питание.
Это обстоятельство также может сыграть негативную роль. По мнению Филиппа Мидлтона из Ernst and Young, несмотря на то что турецкие банки оказались лучше подготовлены к кризису, чем многие другие европейские банки, это еще не значит, что для Турции кризис миновал. С падением спроса другими негативными экономическими тенденциями и, как следствие, ростом безработицы давление на социальный сектор будет только нарастать. «Впереди нас ждут трудные времена», — заявил он.
Тем не менее, касаясь будущего турецкой экономики, большинство участников саммита с большим оптимизмом говорили на эту тему. Корифеи турецкого бизнеса указывали и на то, что в стране далеко не полностью использованы возможности аграрного сектора и образования. Именно принятие целого пакета мер с использованием уже таких традиционных рецептов, как оптимизация расходов, автоматизация производства, а также более активное внедрение риск-менеджмент, а не точечных решений способно вызвать синергетический эффект и способствовать росту турецкой экономики, уверены они.
Несмотря на то что Турция не является мировой экономической державой, ее экономика в региональном масштабе играет важную роль, напрямую затрагивая также государства Центральной Азии, включая Казахстан. Косвенным подтверждением признания этого стало приглашение Турции в числе других 20 государств принять участие в работе всемирного экономического саммита в Вашингтоне. Кроме того, в ходе саммита и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и Доминик Страус-Кан, исполнительный директор Международного валютного фонда (МВФ), неоднократно заявляли, что между Турцией и МВФ будет подписано новое соглашение об оказании содействия этой стране в выходе из кризиса. Эта новость, как и уверенность турецкого финансового мира в своих силах позволяют говорить о том, что решение проблем реального сектора турецкой экономики, хотя и будет нелегким делом для турецких политиков и бизнеса, но все же вполне посильным.