МСБ сомневается в господдержке
Президент поручил выделить $1 млрд на поддержку МСБ и снизить процентную ставку по выделяемым для реализации бизнес-проектов кредитам. Однако представители бизнес-сообщества полагают, что проблема сегодня даже не в увеличении сумм и не в поисках источников средств для поддержки МСБ, которые государство регулярно выделяет, а в механизме доведения средств непосредственно до МСБ.
Порядка $1 млрд планируется выделить для малого и среднего бизнеса помимо средств, предусмотренных соответствующими программами. Кроме того, рассматривается возможность государственного гарантирования кредитов предпринимателей. Посредством данных мер власти намерены обеспечить развитие бизнеса в стране, несмотря на кризис.
Финансовой поддержкой предполагается охватить наибольшее количество предпринимателей в регионах. Расчет властей прост: чем больше новых производств, тем больше рабочих мест, что в условиях кризиса и безработицы особенно актуально. В то же время 70% выделяемых средств будут использованы на рефинансирование текущих проектов, а остальные 30% — на новые. Причем кредиты обещают выдавать по ставке, не превышающей 14% годовых, сроком до 7 лет. Помимо этого, как сказал «Къ» министр индустрии и торговли Владимир Школьник, рассматривается возможность гарантирования кредитов фондом развития предпринимательства «Даму» перед банками второго уровня. Считается, что это позволит решить проблему залогов и обеспечит доступность для предпринимателей кредитных средств.
Данный механизм направлен на исправление двух ошибок прошлой программы. Во-первых, банкам теперь придется взять часть рисков на себя, во-вторых, клиент должен обратиться сначала в фонд «Даму» за гарантией, а уже потом выбрать банк. «Раньше мы давали 80% гарантию, а остальные 20% бизнесмен предоставлял в виде залога. Теперь, скорее всего, мы будем гарантировать только 60-70%», — поясняет «Къ» председатель фонда развития предпринимательства «Даму» Госман Амрин. При этом 20% обеспечения по-прежнему должен предоставить предприниматель, а оставшуюся часть рисков, 20-10%, банку придется взять на себя. «Это фундаментальные вещи программы. Обычно в международной практике так и происходит», — говорит он. Таким образом, предполагается избежать ошибок программы 2005-2007 гг., когда фонд гарантировал 1 млрд тенге, из которых больше половины оказались дефолтными.
Поэтому, по словам председателя фонда, предприниматель должен дорасти до этой гарантии и иметь за плечами опыт погашения кредита. «Мы не можем давать гарантию любому желающему, ведь это высшая форма экономических отношений», — говорит Госман Амрин.
Между тем президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК Талгат Акуов считает, что выделяемые ныне государством средства на поддержку МСБ не могут пройти через банковское «сито». «Наверное, сегодня проблема даже не в кредитах, а в том, что наши предприниматели не могут исполнить те требования, которые установили банки», — говорит он. «Сегодня банки не умеют работать с косвенными подтверждениями доходов», — сетует Талгат Акуов. Он полагает также, что в режиме предоставления кредитов те деньги, которые предоставлены банкам, уйдут на погашение задолженностей перед их зарубежными партнерами. Он считает, что главной задачей этой программы должно стать не изыскание средств на поддержку МСБ, а реструктуризация самой системы Налогового кодекса.
Государственная гарантия не принесет никакой пользы предпринимателям, уверен, в свою очередь, заместитель директора ОЮЛ «Ассоциация по защите предпринимателей г.Астана» Ардак Масалимов. «Во-первых, дело в том, что у нас просто нет предприятий, которые бы соответствовали всем этим требованиям. Во-вторых, банки никогда не возьмут на себя оставшиеся риски», — поясняет он «Къ».
Выделенные дополнительно $1 млрд предприниматель считает пустой тратой средств. «Эти деньги в очередной раз просто не дойдут до нас», — уверен Ардак Масалимов. По его мнению, вместо того, чтобы выдавать эти средства предпринимателям, банки будут тратить их на погашение собственных долгов. «По крайней мере, сейчас мы не видим конкретного механизма распределения этих средств. Каждый финансовый институт из этой цепочки лишь берет свою маржу и не думает о бизнесменах», — считает он. По мнению замглавы ассоциации, данные средства не должны идти через банки. Он предлагает доводить их до МСБ через фондовый рынок.
В свою очередь, президент «Союза защиты предпринимателей и собственников» Василий Резван приветствует меры правительства. «Проблема лишь в отсутствии контроля», — говорит он «Къ». По его мнению, необходимо стимулировать сами банки эффективнее осваивать выделенные средства. «Банки пока не являются другом для предпринимателей, скорее, наоборот. Бизнесмены боятся их, как налоговой инспекции», — утверждает предприниматель. Кроме того, он считает, что необходимо ужесточить контроль за банками.
Данное решение на уровне системы в целом призвано обеспечить развитие МСБ, однако локальная проблема распределения $1 млрд, остается, по мнению Талгата Акуова, нерешаемой вследствие непрозрачности распределения выделяемых средств: «проблема в том, чтобы определить прозрачность движения этих средств в банках», — подчеркивает он. Через «Казыну» кредитование также невозможно ввиду отсутствия специальной структурированной единицы, которая была бы ответственна за оценку залогового имущества, выдачу денег и т.д. Выдавать средства не представляется возможным, по мнению Т.Акуова, и путем создания специального «кризисного» госбанка. Госбанки показали свою несостоятельность в прошлом. К тому же чиновники в госбанке, по мнению президента НАП, способны создать такие же барьеры для МСБ, как и банкиры в коммерческих. «В данной конкретной ситуации я на 100% не верю в возможность получения МСБ выделяемого $1млрд», — подчеркнул глава ассоциации предпринимателей.