Согретый лучами звезды по имени Доллар
Рынки — валютные, фондовые, сырьевые и прочие — бросает то в жар, то в холод. Глобальное потепление манит инвесторов расправить крылья уже сейчас, не дожидаясь положенной календарной весны, и полететь на зов прибыли. Взгляд же на календарь урезонивает оптимистов — в декабре, да плюсовая температура — нет, это долго не продлится — марш по гнездам и пережидать зиму!
Во вторник фондовые рынки легко расстались более чем с третью роста двух предыдущих сессий (-2,5% после +7% за пятницу-понедельник). Рынки остаются низколиквидными, и по мере приближения дела к новому году будут, вероятно, высыхать еще больше. В этом — т.е. низкой ликвидности — и лежит сейчас главное объяснение диким метаниям рынка. Сегодня одна компания выпустила чуть лучшие. По сравнению с прогнозными. Данные по прибыли плюс что-то оптимистичное промурлыкал Обама, и, как говорил герой одного мультфильма, «Земля, прощай! В добрый путь!». На следующий день другая компания — столп рынка выходит с мрачными прогнозами — и вот уже «Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной!». Так как большинство трейдеров в больших банках либо уволены, либо торгуют ограниченными объемами, любой приказ на покупку или продажу с семью нулями сродни артиллерийскому залпу, от которого многие просто пытаются укрыться вне рынка, раньше для достижения такого же эффекта потребовалось бы как минимум на пару нулей больше. Так что в условиях артобстрела инвесторам придется пожить еще как минимум с месяцок. Соответственно, удивляться новым марш-броскам рынка в том или ином направлении — а иногда и в том, и в другом в течение торговой сессии — пожалуй, не стоит.
Безрисковые активы — такие как US Treasuries — на этом фоне еще протянут в качестве фаворитов какое-то время. Однако с доходностью, стремительно двигающейся вниз по всей кривой, время это выглядит весьма ограниченным. В начале недели Минфин США разместил месячные ноты под доходность 0,0%. Инвесторы просто попросили надежного соседа подержать деньги с месяц и вернуть — «боже упаси, какие проценты, сосед?!» Понятно, что в борьбе Жадности и Страха пока побеждает последний, но нулевая доходность — это не анаболик. Это — антибиотик. Медленно, но верно он убивает микробы страха и возрождает в инвесторах тягу к жизни, читай — рыночному риску.
Центробанки тем временем неустанно вкачивают порции глюкозы в обессилевший организм рынка. На прошлой неделе ФРС объявила о покупке агентских ипотечных обязательств, что нацелено на повышение ликвидности данных облигаций и снижение их доходности. Так как ставка по многие ипотечным кредитам привязана именно к доходности данных инструментов, этот шаг ФРС существенно ослабит долговую нагрузку на плательщиков. По некоторым оценкам, при снижении доходности 30-летних агентских облигаций с текущих 6,0% (на самом деле за неделю доходность уже упала до 5,65% как реакция рынка на данный позитивный шаг властей) до целевых 4,5%, месячные процентные выплаты «ипотечников» снизятся на 20%. Быстро отреагировал не только рынок, но и заемщики — число заявок на ипотечные кредиты за поледнюю неделю выросло на 38%, а число обращений о рефинансировании кредитов по новым ставкам увеличилось на 203%.
Подобные меры, позволяющие снизить долговую нагрузку без негативного влияния на уровень потребления, не могут не отозваться — пусть и с определенным временным лагом — на общем спросе. Добавьте сюда позитивное для потребителя трехкратное падение цен на энергоносители — и картина относительно будущего как американской, так и глобальной экономики перестает быть однозначно врубелевской, а аналитики и комментаторы смогут наконец перестать цитировать Данте.
А причем тут согревающий доллар, вынесенный в заголовок, спросите вы? При том, что основным ингредиентом глюкозы, вливаемой монетарными властями в рынки, сейчас является доллар. Дешевый — с точки зрения заимствований (помните про нулевую доходность коротких трежерей?), дорогой — с точки зрения покупателей (про укрепление в -надцать процентов за последний квартал, думаю, напоминать не нужно). Что получается из комбинации околонулевых ставок и высокого курса — при условии возвращения аппетита к риску — наверное, объяснять не нужно. Успех евро и фунта в закреплении выше отметок в 1,30 и 1,50, соответственно, может сулить продавцам американской валюты happy New Year.