Мировой кризис — проверка веры инвесторов в Африку

Опубликовано
Уроженец Кении трейдер Али Хан Сатчу (Ali Khan Satchu) сделал успешную карьеру в Лондоне, однако поддался очарованию Африки и вернулся в родные края. «Я знал, что здесь делались огромные деньги. И я не ошибся», - говорит 43-летний отец троих детей, вернувшийся в страну в 2005 году вместе со своей семьей, чтобы торговать на биржах Африки.

Уроженец Кении трейдер Али Хан Сатчу (Ali Khan Satchu) сделал успешную карьеру в Лондоне, однако поддался очарованию Африки и вернулся в родные края. «Я знал, что здесь делались огромные деньги. И я не ошибся», — говорит 43-летний отец троих детей, вернувшийся в страну в 2005 году вместе со своей семьей, чтобы торговать на биржах Африки.

Однако с ухудшением кризиса и уменьшением инвестиций, на которых процветала Африка, не ошиблись ли Сатчу и другие почитатели «бычьего» тренда?

Мировой кредитный кризис ослабил валюту, понизил цены на акции и прогнозы ВВП стран Африки. «Это временные трудности, — считает Сатчу, пишущий обзоры рынка акций для местной газеты и выпустивший популярную книгу «Любой может стать богатым» (Anyone Can Be Rich). — Я придерживаюсь самых оптимистичных взглядов. Нужно пережить этот стрессовый период и все сопутствующие издержки, но для Африки наступает новая жизнь».

До недавнего времени мало кто не поддерживал такую точку зрения. Африка рассматривалась как самый волнующий рынок с огромным потенциалом роста, который лишь недавно стал восприниматься серьезно. По данным Bank of America, за период с 2000 по 2006 годы иностранные инвестиции увеличились вдвое до 315 миллиардов долларов.

Новые игроки, такие как Китай и Индия, вливали огромные средства — от инвестиций в строительство дорог до разработки нефтяных месторождений. Средний класс процветал, и уровень роста стабильно повышался с 1990-х годов. Затем наступил кризис, и настроения изменились.

Поначалу регуляторы были оптимистично настроены, отмечая, что банковская система Африки почти не подвержена общей волне кризиса, а экономические фундаменталии основываются на внутреннем росте и спросе, которые, как казалось, не изменятся. Но как только стало ясно, насколько все серьезно, стало видно и реальное влияние кризиса на рынки Африки.

«Горячие» деньги хедж-фондов исчезли также быстро, как и появились. Ярким примером могут быть самые «горячие» акции кенийского оператора сотовой связи Safaricom, которые иностранные инвесторы скупали в большом количестве, только чтобы быстро выпутаться. Цены на акции взметнулись с 5 шиллингов до 9 после первичного размещения, но с того времени уже снизились до 3,5.

Нет причин для паники
Денежные переводы эмигрантов, работающих за границей, являющиеся серьезным, но чаще всего подпольным фактором развития, снижаются.

Фонды находятся под давлением необходимости снизить инвестиции в рискованные активы, хотя относительно низкий процент инвестиций в Африку, по сравнению с другими развивающимися рынками, ограничивает убытки.

Ярким примером новых условий является EcoBank Ганы, с трудом собравший подписку на 2,5 миллиарда международных акций, в то время как Кения, Танзания и Замбия ждут более лучших условий для размещения международных облигаций.

Объем иностранной помощи также может снизиться. А замедление роста экономики в Китае и других странах Азии также окажет влияние на уровень инвестиций в Африку. «Я придерживаюсь «медвежьих» взглядов по рынку Африки. Было размещено немало средств, и я считаю, что поток инвестиций уменьшится», — делится мыслями Майкл Цирами (Michael Cirami), управляющий портфелем в Eaton Vance. Цирами, чей фонд понизил долю портфеля инвестиций в Африку на некоторый период, также отмечает, что на континенте было вполне спокойно, как в странах Восточной Европы в прошлом году.

Списывание долгов было лишь временным рычагом роста, а бум на рынке сырьевых товаров закончился. «Происходят беспокоящие рынок нарушения закона и насилие. Кения — это первый звонок». События, произошедшие после выборов, ухудшили ситуацию в Кении, а акты насилия на богатом минералами востоке Конго напомнили инвесторам о существование серьезных политических рисков во многих странах Африки.

По мнению аналитиков, долгосрочные перспективы развития вполне неплохие, несмотря на то, что для Африки солнце уже светит не так ярко. Фундаменталии остаются сильными в странах «Альфы», таких как ЮАР, Нигерия, Гана и Кения. По данным МВФ, рост экономики несколько замедлится в этих странах, оставаясь в пределах 6% в этом и следующем году.

Так что корпоративный мир еще не потерял весь энтузиазм. Отмечая огромный неудовлетворенный спрос в Африке, британская компания Vodafone приобретает дополнительные активы в южноафриканском Vodacom, тем самым предоставляя последней доступ к 5 новым мобильным рынкам на континенте. Фирмы ЮАР также не отстают, расширяясь на север, чтобы как-то компенсировать низкий рост экономики в стране. Компания Telkom, например, планирует использовать средства от продажи доли в Vodacom для расширения своих операций в странах Африки. А страховая компания Liberty инвестирует 700 миллионов рандов (70 миллионов долларов) в тех же целях.

«Несмотря на пессимистичные настроения по поводу того, что мировая экономика впадает в кризис вслед за западной финансовой системой, прогноз развития для Африки остается очень хорошим», — говорит редактор African Business Анвер Версии (Anver Versi). Как подтверждение своим словам, он отметил расширение банковской системы Африки, активную торговлю с иностранными государствами и увеличение количества пользователей мобильными телефонами.

Однако некоторые из прежде предпочитаемых инвесторами стран уже чувствуют негативное влияние. Валюта Нигерии найра снизилась на 10% вслед за резким снижением рынка акций. Чтобы вновь запустить межбанковский валютный рынок, Нигерия потратила 900 миллионов долларов, однако банки не спешат торговать, испугавшись дальнейшего падения рынка. Если другие сырьевые товары помимо нефти также снизятся в цене, некоторые проекты по добыче сырьевых материалов будут отложены, а прогноз роста снижен. «Страны Африки, помимо ЮАР, имеют преимущество неразвитости и, следовательно, менее подвержены негативному влиянию мирового кризиса, — комментирует Клэр Дюссо (Claire Dissaux), стратег фонда Millennium Global. — Но в то же время, они зависят от динамики цен на сырьевые товары, а это большая проблема». Однако, согласно исследованию, сделанному банком Нигерии UBA Capital, экспорт стран Африки снизится незначительно. «Хотя прогноз роста не слишком удовлетворительный, для паники нет причин», — пишет автор исследования Ричард Сегал (Richard Segal).

Читайте также