Ну вот, а вы боялись!…

Опубликовано (обновлено )
Евро вновь на троне. Пара месяцев - и недавно низвергнутая в 1,20-с-чем-то пучины европейская валюта вновь гордо примеряет на себе 46-й размер (т.е. котируется на уровне 1,46 доллара за евро). Буквально неделю назад, говоря о перспективах доллара, я упомянул, что он станет «топливом» для инвестиций в другие валюты по мере того как каналы фондирования ФРС наконец наполнят долларовой массой счета коммерческих банков (это происходило на протяжение последних полутора месяцев), ставки приблизятся к нулю (это произошло вчера ночью), а участники рынка осознают степень удорожания USD за последний квартал (судя по динамике индекса доллара, прозрение наступило в течение последней недели).

Евро вновь на троне. Пара месяцев — и недавно низвергнутая в 1,20-с-чем-то пучины европейская валюта вновь гордо примеряет на себе 46-й размер (т.е. котируется на уровне 1,46 доллара за евро). Буквально неделю назад, говоря о перспективах доллара, я упомянул, что он станет «топливом» для инвестиций в другие валюты по мере того как каналы фондирования ФРС наконец наполнят долларовой массой счета коммерческих банков (это происходило на протяжение последних полутора месяцев), ставки приблизятся к нулю (это произошло вчера ночью), а участники рынка осознают степень удорожания USD за последний квартал (судя по динамике индекса доллара, прозрение наступило в течение последней недели). Другое дело, что скорость укрепления евро предвосхитить было трудновато. Никак не отвыкну, что в текущих рыночных условиях знаков-ограничителей на дороге нет. Каким бы диким рынок ни бывал ранее, больше процента за день валютная пара редко когда уходила. За последние же две недели общие темпы укрепления евро составили 13%, т.е в среднем (!) пара EUR/USD росла больше чем на 2% в день (учитывая число рабочих дней, т.е. торговых сессий). Что там евро-доллар — GBP/CHF вчера упал больше чем на 4% — а ведь это кросс-курс двух европейских валют, которые должны быть относительно взаимосвязанными и гораздо менее волатильными.

Впрочем, о том, что в условиях крайне низкой ликвидности на рынках цены на инструменты — не только валюты — будут меняться стремительно, малопредсказуемо и непоследовательно писалось в данных обзорах уже не раз. Соответственно, делать далеко идущие прогнозы на основании двухнедельного рывка вряд ли стоит — в ближайшей перспективе продолжение резкого укрепления евро маловероятно.

А вот кто может потерять вес, так это иена. Фаворит рынка на протяжении всего 2008 года — уже поэтому JPY рискует больше остальных. Помимо перекупленности валюты, все более явными становятся угрозы валютной интервенции властей. На текущей неделе подобными комментариями отметился министр финансов Японии Сиочи Накагава. Никагава сказал на заседании кабинета о том, что будут предприняты все необходимые меры, способные ограничить дальнейшее укрепление иены и защитить прибыли японских экспортеров. «Мы сейчас достигли настолько низких уровней, что интервенция стала более чем реальной возможностью, что многих заставляет понервничать», — считает Сабуро Матсумото, старший управляющий по продажам валюты в Sumitomo Trust & Banking Co. в Токио. Секретарь кабинета министров Такео Кавамура также в среду заявил о том, что Япония может пойти на интервенцию, поскольку темпы роста валюты вышли за пределы разумного. Правительство рассчитывает на адекватную реакцию Банка Японии в отношении иены, добавил он. В последний раз Япония была замешана в подобных деяниях в первом квартале 2004 года. Тогда Центробанк продал 14,8 трлн иен. В 2003 году на интервенцию была потрачена рекордная сумма в размере 20,4 трлн иен. Между тем в те времена курс иены против доллара вырос всего лишь до 103,42 (не сравнить с текущими 88).

Что касается курса тенге, то разговоры о возможной реструктуризации некоторой части внешнего долга банков, конечно, добавляют нервозности иностранным инвесторам. С другой стороны, если данные переговоры будут успешными, давление на тенге в краткосрочной перспективе снизится. Помимо реструктуризации долга, НБ РК мог бы создать себе определенную подушку безопасности через заключение валютного свопа на несколько миллиардов долларов с каким-либо дружественным ЦБ — к примеру, российским или китайским. Подобный шаг помог бы успокоить инвесторов в отношении достаточности валютной ликвидности на рынке в следующем году и приостановить набирающий темпы рост USD/KZT.

Читайте также