Израильский стратегический тупик
Северные районы Израиля уже дважды за текущую неделю подверглись обстрелу со стороны Ливана. В ракетном обстреле обвиняются «просочившиеся на территорию страны» палестинцы. Израиль не исключает возможности открытия второго фронт на севере страны, тогда как ЦАХАЛ уже вступил в пригороды Газа. Между тем представители ХАМАСа выступили с призывом к своим соратникам объединиться, чтобы ответить на израильскую атаку и призвали Палестину к началу третьей Интифады.
19 декабря в секторе Газа истекло шестимесячное перемирие, которое движение ХАМАС само не захотело продлевать. 24 декабря правительство Израиля пришло к решению о необходимости проведения крупномасштабной антитеррористической операции в секторе Газа, если ХАМАС не прекратит ракетно-минометные обстрелы израильской территории.
В связи с этим действия израильской армии, кроме палестинского руководства, уже осудили Пакистан, Иран, Ливия, Евросоюз, Франция, Великобритания, Австрия и Россия. США в свою очередь призвали Израиль избегать человеческих жертв в секторе Газа и заявили, что ХАМАС должен прекратить ответные атаки.
Многие эксперты полагают, что вслед за ракетно-бомбовыми ударами последует наземная операция, поскольку только она может дать хотя бы минимальные гарантии ликвидации террористической инфраструктуры. Однако есть опасения, что наземная операция ЦАХАЛа сыграет ХАМАСу только на руку, поскольку в этом случае события, скорее всего, разовьются по сценарию войны Израиля с ливанским движением «Хезболла» в 2006 году. Израиль в городских условиях будет нести большие потери. А ХАМАС повторит успех «Хезболлы», фактически победив Израиль на своей территории. При этом Израиль опять понесет огромный идеологический ущерб в мировом общественном мнении.
Число погибших палестинцев за все время конфликта уже приближается к 1000 человек, и около 5000 ранено. Убито также 13 израильтян. Совбез ООН потребовал от обеих сторон конфликта немедленного прекращения огня и полного вывода израильских войск из сектора Газа. И Израиль, и ХАМАС от выполнения резолюции отказались. Эксперты отмечают, что эта война может решительно поменять тенденции мировой политики. В частности, она, несомненно, повлияет на исход ближайших президентских выборов в Иране, вполне может привести ХАМАС к власти в Палестине и, наконец, вынудить президента США Барака Обаму если не отказаться совсем, то существенно откорректировать намеченный внешнеполитический курс.
Отметим, что особую остроту данной операции придает то, что она проходит на фоне стартовавшей кампании по выборам в Кнессет, назначенным на 10 февраля 2009 года. Палестинские обстрелы вызвали критику правительства со стороны правых и резко снизили шансы в борьбе за премьерский пост министра иностранных дел, председателя правящей партии «Кадима» Ципи Ливни и министра обороны Эхуда Барака, председателя «Аводы».
Пока же ни одна из сторон не собирается не то что прекращать боевые действия, но хотя бы заключить перемирие. Позиция Израиля такова: операция «Литой свинец» может быть завершена только тогда, когда все ее цели будут достигнуты, то есть ХАМАС будет уничтожен или ослаблен до такой степени, что не сможет перевооружиться и не будет представлять угрозы для еврейского государства. ХАМАС также выставляет набор требований. Его руководство считает, что для прекращения огня необходим полный вывод израильских войск из сектора Газа и прекращение экономической блокады этой территории.
В настоящее время имеется немного шансов, чтобы длящееся вот уже 60 лет арабо-израильское противостояние закончилось. Поскольку пока даже в самых смелых мечтаниях невозможно представить то общее, на основе чего мог бы состояться взаимный компромисс. Для Израиля понимание, что война, как, впрочем, и любая сколько-нибудь продолжительная напряженность, не может продолжаться вечно, осложняется следующими факторами.
Во-первых, фактор демографический. В мире сейчас около одного миллиарда арабов, в том числе в Израиле проживает порядка 2 миллионов, что составляет уже почти треть населения страны. Учитывая гораздо более высокую рождаемость среди арабского населения, израильские демографы предупреждают, что уже через 30 лет палестинцы могут стать в Израиле национальным большинством. Что, как все понимают, чревато для еврейского населения этой страны большими проблемами.
Поэтому большинство мер израильского правительства, в том числе и силовых, направлено как раз на «выдавливание» палестинцев с еврейских территорий. Однако ясно, что, несмотря на то что с 1967 года Израиль покинуло около 600 тысяч палестинцев, кардинально решить проблему этими мерами не удастся: израильская экономика просто не может обойтись без палестинской рабочей силы.
Отсюда вытекает логичность и адекватность усилий лидеров «демократического» крыла палестинского руководства: они больше не призывают к вооруженной борьбе с Израилем, а призывают больше рожать и отстаивать при этом свои права в рамках парламентской демократии. Им как раз выгодно, чтобы Израиль становился как можно более демократическим (скажем, по примеру Франции) государством.
Иное дело боевики. С их действиями связан второй фактор недопонимания Израилем приемлемых сроков и условий окончания войны.
Дело в том, что у экстремистских палестинских группировок есть внятная (вынося за скобки моральный аспект дела) цель. Они выступают против существования израильского государства. Вообще. Принципиально. Цель может показаться недостижимой, однако это по меньшей мере спорный вопрос. Поскольку силовые методы в арсенале экстремистов вовсе не основные, как принято полагать. В частности, экстремистское крыло ХАМАС постоянно согласовывает свою позицию с «демократическим» палестинским руководством. И, когда силовые методы утрачивают свою эффективность, всегда есть возможность действовать исключительно мирными средствами (смотри выше). Так что постоянные, изматывающие террористические атаки Израиля со стороны хоть ХАМАСа, хоть «Хезболлы» могут рассматриваться как постепенное доведение израильского населения до состояния, когда граждане в обмен на спокойствие дадут демократическое согласие и на присутствие арабских партий в Кнессете, и на занятие арабами ключевых должностей в правительстве и т.д. Учитывая, что реальных (а не пропагандистских) жертв арабских обстрелов крайне мало, эта цель, равно как и способ ее достижения, отнюдь не выглядит утопией.
Израильтяне, напротив, не имеют такой же внятной и сколько-нибудь реально достижимой цели. Ни оккупация сектора Газа, ни локальное уничтожение инфраструктуры ХАМАСа не приведет и не может привести к исчезновению арабского мира вообще. Таким образом, эта война по-прежнему ничего не даст Израилю. Стране, видимо, придется пережить еще много неприятных мгновений, пока ее руководство не придет к мысли о полной перемене своих взглядов на политику сосуществования с арабским миром.