Кому нужен газовый конфликт

Опубликовано
Европа ждет газ, Украина не готова прокачивать его задешево, а покупать задорого, «Газпром» теряет деньги. В чьих интересах тогда очередной газовый кризис, остается предметом дискуссий, однако, судя по всему, он не принесет Украине ожидаемых результатов. Давление же на среднеазиатские государства в энергетическом сотрудничестве как со стороны России, так и со стороны ЕС на порядок возрастет.

Кому нужен газовый конфликтЕвропа ждет газ, Украина не готова прокачивать его задешево, а покупать задорого, «Газпром» теряет деньги. В чьих интересах тогда очередной газовый кризис, остается предметом дискуссий, однако, судя по всему, он не принесет Украине ожидаемых результатов. Давление же на среднеазиатские государства в энергетическом сотрудничестве как со стороны России, так и со стороны ЕС на порядок возрастет.

«Выяснение газовых отношений не выгодно Киеву», — считает руководитель аналитического отдела журнала KazEnergy Артем Устименко. Хотя нельзя полностью исключать и той вероятности, что Киев выполняет политический «заказ» Брюсселя или Вашингтона.

Все-таки главные заинтересованные игроки здесь — Европейский союз (вкупе с США) и Россия. По сути, и единая Европа, и Россия продолжают политическую игру, которая облекается то в газовые конфликты, то в права человека, то еще во что-нибудь с задействованием «третьих» стран, считает он. Главная цель всех этих, на первый взгляд, слабо взаимосвязанных маневров — расширение или удержание тех или иных зон влияния.

Используя российско-украинский газовый спор, Европейский союз наглядно продемонстрировал «обоснованность» своих опасений насчет сохранения газовой зависимости от России, что, безусловно, станет оправданием для более активной диверсификации им газового импорта. Сюда входит содействие росту импорта сжиженного газа через морские доставки, более полное использование газоэкспортного потенциала Алжира, Норвегии и ряда других государств. В рамках интенсификации усилий по вводу в строй газопровода «Набукко» следует ожидать усиления давления и на Казахстан. Но что более важно, все это позволяет Брюсселю успешно продолжать реинкарнировать образ России в качестве ключевой геополитической угрозы, выстраивая в дальнейшем соответствующий политический курс.

Однако Артем Устименко полагает, что в более выигрышном положении, как это ни странно, находится как раз Россия.

Во-первых, Россия еще раз позиционировала Украину в качестве «недобросовестной» транзитной страны, не столько перед собой, сколько перед ЕС. Дело в том, что как бы не возмущались первые лица ЕС, но реальной замены России в качестве ключевого поставщика природного газа в Восточную и Центральную Европу как минимум в течение ближайших 5-10 лет не предвидится. Причем после потенциального ввода в строй Северного и Южного потоков подобная зависимость может только усилиться. В Брюсселе это прекрасно понимают, и обвинения в сторону России насчет ее «неблагонадежности» как поставщика природного газа вряд ли полностью откровенны.

Учитывая, что в течение последнего времени реализация ряда проектов России по экспорту газа и нефти через балтийское и черноморское направления, в обход Украины, тормозится Брюсселем, и в том числе Северный поток, это может существенно подтолкнуть их продвижение.

Во-вторых, Россия вынуждает Украину «подписаться» под европейской ценой на природный газ, которая в 2,5 раза выше той, по которой украинская сторона импортировала природный газ в 2008 году. Это дает возможность не только обеспечить «Газпром» в условиях кризиса определенным приростом ликвидности, но и ставит Киев в зависимую от Москвы позицию, принимая во внимание быстро ухудшающуюся экономическую ситуацию в Украине.

В-третьих, с подачи России газовым конфликтом, без сомнения, воспользуются внутриполитические силы в Украине, прежде всего выступающие против президента Виктора Ющенко. Газовый вопрос может довольно успешно раскрутить несколько поостывший политический кризис в Украине.

По мнению заведующего отделом внешнеполитических исследований КИСИ при президенте РК Аскара Нурша, газовый кризис между Россией и Украиной является прямым следствием процессов в отношениях России с США, ЕС и постсоветскими странами. Так или иначе, в ближайшее время зависимость Украины от поставок энергоресурсов с российской территории сохранится.

В итоге, говорит Аскар Нурша, получается довольно парадоксальная ситуация. Руководство Украины проводит антироссийскую политику и при этом хочет покупать российский газ по низкой цене. Столкнувшись с этой проблемой, Украина не нашла иного способа, как столкнуть Россию с ЕС, забирая из трубы газ, предназначенный для европейских потребителей.

Кроме того, газовый кризис стал «разменной монетой» во внутриполитической жизни Украины. Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Виктор Янукович — каждый из них рассчитывает набрать «политические очки», выставив оппонента виновным перед украинскими обывателями в сложившейся ситуации.

Не исключено, что Россия также делает ставку на приход к власти более склонного к компромиссам В.Януковича, оказывая давление в сфере экспорта газа на В.Ющенко.

Главной выигрывающей стороной является тандем Медведев-Путин и США. При чем последние подспудно присутствуют в тени и являются основными идеологами политики ослабления влияния России на постсоветском пространстве и в экспорте энергоресурсов в страны ЕС, — считает Аскар Нурша.

ЕС нужен газ в обход России
Что касается среднеазиатских стран, то, по словам Артема Устименко, в обозримой перспективе Россия для Узбекистана, Казахстана и Туркменистана останется ключевым экспортным направлением.

Однако подобные ситуации, безусловно, заставляют руководство ряда государств региона задуматься о долгосрочной надежности российского направления, принимая во внимание его сильную подверженность политической составляющей.

Особенно это касается Туркменистана, который не связан с Россией явно выраженными «братско-союзническими» обязательствами.

Со скорым вводом в строй газопровода Туркменистан-Китай Ашгабад получает реальный альтернативный маршрут экспорта природного газа, при этом возможная активизация действий ЕС по вводу в строй газопровода «Набукко» позволяет Туркменистану участвовать в этом проекте на своих условиях, учитывая большую уступчивость Брюсселя. «Вполне вероятно, что к 2011-2012 годам туркменское руководство постарается так или иначе пересмотреть вектор развития энергетического сотрудничества с Россией в сторону его некоторого свертывания. Однако вряд ли это не вызовет соответствующих контрдействий России»,- говорит аналитик.

Аскар Нурша также считает, что Россия намерена прочно привязать к себе страны Центральной Азии в вопросе транзита энергоресурсов. Со своей стороны в прошлом году ЕС развил существенную активность в Центральной Азии, пытаясь пролоббировать проекты транспортировки природного газа в Европу в обход России. По его мнению, следует ожидать усиления интереса со стороны потенциальных потребителей к энергетическому комплексу стран региона. Готовность Запада инвестировать в указанные проекты будет подкрепляться серьезными политическими и финансовыми ресурсами. В итоге давление на среднеазиатские государства как стороны России, так и со стороны ЕС на порядок возрастет.

Читайте также