Новости

Марченко отпустил доллар

Несмотря на недавние заверения о «плавной» девальвации национальной валюты, с 4 февраля Национальный Банк опустил тенге на 25%. Аналитики считают, что данная мера будет на руку экспортерам и товаропроизводителям, но вызовет трудности с погашением внешнего долга у банков. Правительство взялось «наводить порядок» в обменных пунктах и на розничном рынке уже после официального объявления о резкой девальвации.

Несмотря на недавние заверения о «плавной» девальвации национальной валюты, с 4 февраля Национальный Банк опустил тенге на 25%. Аналитики считают, что данная мера будет на руку экспортерам и товаропроизводителям, но вызовет трудности с погашением внешнего долга у банков. Правительство взялось «наводить порядок» в обменных пунктах и на розничном рынке уже после официального объявления о резкой девальвации.

Как и говорилось (см. «Курсивъ» от 15 января 2009 года «Девальвация не за горами»), курс тенге обвалился. Глава Нацбанка Григорий Марченко на пресс-конференции 4 февраля заявил, что пересмотр валютной политики и уход от курса 120 тг/доллар был продиктован необходимостью поддержания конкурентоспособности казахстанских товаропроизводителей и сохранения ЗВР. В условиях роста давления на обменный курс тенге в последние годы Нацбанк принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 117-123 тенге за доллар США (120 тенге плюс/минус 2%). В этих целях, начиная с IV квартала 2008 года по сегодняшний день, Национальный банк потратил $6 млрд, включая $2,7 млрд в январе 2009 года.

«Уровень девальвации составляет 25%, то есть это существенно меньше, чем в России и Украине. Мы считаем, что этот уровень — разумный компромисс между потребностями разных отраслей национальной экономики», — сказал новый глава Нацбанка.

Между тем, как прокомментировала «Къ» аналитик Альфа Банка Ольга Найденова, резкая девальвация тенге и национализация двух крупнейших банков страны — два взаимосвязанных события. Логика, по словам аналитика Альфа Банка, прослеживается в том, что сначала были национализированы два крупнейших банка (БТА и Альянс банк), а затем обвалилась национальная валюта.

Это подтвердил в своем официальном обращении к журналистам и Григорий Марченко, заявив: «Нельзя было проводить девальвацию, пока была неясна ситуация с крупными банками. В том состоянии, в котором находились эти банки, они бы этой девальвации не выдержали».

Но другие коммерческие банки, имеющие внешнюю задолженность, по словам Ольги Найденовой, оказались в еще более сложной ситуации.

Такого же мнения придерживается и аналитик «Тройки Диалог Казахстан» Айнур Медеубаева, заявив «Къ», что текущая девальвация при прочих равных условиях скажется положительно на экспортерах, но отрицательно на банках второго уровня, имеющих крупные внешние займы.

Между тем председатель правления Первого кредитного бюро (ПКБ) Анвар Ахмедов согласен с решением правительства и Нацбанка относительно девальвации. Во-первых, это очень хороший стимул для развития МСБ и, соответственно, собственного производства, т.е. в связи с изменением текущего курса станет невыгодно покупать значительное количество товаров за границей, тогда как производить такие товары (хотя бы элементарные) здесь, в Казахстане, с учетом предоставленных преференций, становится более рентабельным. Конечно, это потребует увеличения усилий со стороны МСБ, направленных на замещение зависимости от импорта, но предприниматель сам должен решить, что для него важнее: обеспечивать работой своих граждан или опять начать закупать продукцию извне. А государство, по мнению главы ПКБ, сделало достаточно, чтобы ждать адекватного ответа и от предпринимателей-производственников.

Председатель правления kaspi bank’a Михаил Ломтадзе заявил «Къ», что активная роль государства в предоставлении финансовых ресурсов, целевом выделении средств, гарантировании вкладов и участии в капиталах банков — все эти меры являются основой для стабилизации экономики и ее дальнейшего развития. К этой же категории мер по стабилизации относится и одноразовое значительное изменение курса тенге по отношению к доллару. Данное изменение позволит поддерживать стабильность национальной валюты в долгосрочной перспективе. Этот шаг правительства следует интерпретировать как правильный для увеличения конкурентоспособности экономики страны и ее продуктов, особенно по сравнению с соседними странами, такими как Россия и Украина, где за последние несколько месяцев произошло падение курса валюты на 50%.

Вместе с тем в будущем может измениться механизм определения курса национальной валюты, и тенге будет привязываться к коэффициенту экспорта, зависящему от стоимости основных экспортных товаров республики. Об этом заявил Григорий Марченко.

Как пояснил «Къ» аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн, стоит признать взаимосвязь курса национальной валюты с ценами на экспортные товары. Однако прямую зависимость устанавливать нельзя, так как многое зависит и от таких факторов, как размеры резервов, внешних долгов и т.п.

Ажиотаж на рынке
Несмотря на заявления правительства и Нацбанка о том, что не стоит поддаваться панике, в обменных пунктах торговля долларами проходила с разницей в 30 тенге. Продажа по 160 тенге, покупка — по 130 тенге за доллар. В какой-то период времени 4 февраля банки вообще прекратили продажу долларов.

Как прокомментировал «Къ» аналитик Казахстанской фондовой биржи Руслан Дзюбайло, ажиотажа с валютными операциями на KASE 4 февраля не наблюдалось. По итогам утренней сессии объем торгов долларом США составил $295 515 тыс. — этот показатель нельзя назвать слишком высоким.

Успокаивая общественность, Григорий Марченко подчеркнул, что обменные пункты будут обеспечены достаточным объемом наличной иностранной валюты как со стороны банков, так и со стороны Национального банка. Уже завезено $600 млн, которые будут направлены по областям для удовлетворения спроса.

Михаил Ломтадзе также призывает не подвергаться спекулятивным тенденциям и не менять тенге на другие валюты по слишком высоким курсам по отношению к официальному курсу Национального банка. Такие решения могут просто повлечь за собой значительные потери на обменных операциях, а выгоду будут получать валютные спекулянты.

После официального объявления о девальвации и возникновения ажиотажа на рынке премьер-министр Казахстана Карим Масимов поручил правоохранительным органам страны четко координировать свою работу, чтобы исключить спекуляции на валютно-обменном рынке, для этого главе Кабмина нужно было «проехаться по магазинам и обменным пунктам столицы». Также премьер-министр поручил акимам всех уровней лично контролировать ситуацию в магазинах и не допустить роста цен и инфляции.