В конце 2008 года индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность промышленных предприятий, составил 1%. Последний раз отрицательное значение данного показателя отмечалось в 2000 году. Особую тревогу вызывает уменьшение ИПУ на предприятиях горнодобывающей и обрабатывающей промышленности — одной из основ казахстанской экономики, — где он плавно уменьшался в течение всего года и в конце 2008 года составил соответственно -6% и -7%. ИПУ снижается и в остальных секторах производства, а также в торговле и сфере услуг. По оценке большинства руководителей предприятий, ожидается дальнейшее снижение деловой активности.
Текущий экономический кризис — отнюдь не новое явление. Мировая практика накопила богатый опыт того, что происходит во время кризисов с основными экономическими институтами, благодаря которым существует и развивается общество современного типа.
В частности, никакая экономическая активность в обществе невозможна, если производители по разным причинам начинают меньше производить или вовсе сворачивать производство, продавцы, соответственно, меньше продают, а покупатели резко теряют интерес к покупкам. Если все три составляющих данной цепочки взаимосвязаны и взаимозависимы, получается порочный замкнутый круг, когда уменьшение активности одного из членов провоцирует соответствующее или даже большее уменьшение активности других участников цепи.
Современными исследователями для мониторинга состояния этих трех акторов «пищевой цепи» экономической жизни введены три индекса, изменение которых сигнализирует об уровне здоровья хозяйственного организма и тенденциях его жизнедеятельности.
Основным показателем, характеризующим предпринимательский потенциал страны, является Индекс предпринимательской (иногда говорят — деловой) активности (ИПА). Он рассчитывается как процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющегося «нарождающимися» предпринимателями (т.е. людьми, которые готовятся в ближайшее время начать свое дело) и владельцами вновь созданного бизнеса.
Тот же индекс, но рассчитанный в сфере торговли или услуг, называется индексом деловой уверенности (ИДУ), рассчитываемым как количество и стоимость долговременных сделок и запаса товаров, предназначенных для реализации. И, наконец, состояние потребителя можно оценить благодаря индексу ощущений потребителей (ИОП), иногда называемому «индексом желания покупать».
Так, согласно сообщениям статагентства РК, за прошлый год 24% казахстанцев почувствовали улучшение экономического положения в стране, и столько же казахстанцев отмечают его ухудшение. Четверть респондентов ожидает в следующие 12 месяцев дальнейшего улучшения общего экономического положения в стране, 26% считают, что оно может ухудшиться. 27% респондентов сообщили об улучшении состояния финансов в собственном домашнем хозяйстве и, соответственно, увеличении спроса на товары длительного пользования. Вместе с тем, 23% респондентов отметили ухудшение финансово-экономического состояния своего домашнего хозяйства.
В то же время потребительский индекс в январе 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем уменьшился на 3 процентных пункта и составил +2%. Индекс желания покупать в январе по сравнению с предыдущим месяцем уменьшился на 4 процентных пункта и составил +4%.
Международный исследовательский институт GEM, специализирующийся на расчетах этих индексов во многих станах мира, представил отчет о мониторинге состояния ИПА, ИДУ и ИОП за период с 2006 по 2008 годы более чем в ста странах, в том числе и в Казахстане. Вкупе с сообщениями казахстанского статагентства, состояние предпринимательства в Казахстане соответствует уровню развивающейся страны «третьего мира», но гораздо важнее следующее: тенденция к стабилизации такого положения проявляется все яснее, что, как нетрудно догадаться, амбициозным планам казахстанского истеблишмента несколько противоречит.
Более того, анализ данных GEM (несмотря на данные статагентства РК, показывающие негативную динамику индексов только в последнее время) говорит о том, что разразившийся мировой кризис к тенденциям в предпринимательской сфере Казахстана имеет весьма опосредованное отношение. Дело глубже: законы протекания деловой активности как интегрального показателя инерционны, а факторы, которые на нее влияют в наибольшей мере, отнюдь не лежат на поверхности.
Основным важнейшим фактором, определяющим поведение предпринимательской активности, является тип побудительной мотивации. Отметим, что в большинстве стран со средним и низким уровнями дохода на душу населения, основной мотив реализации предпринимательской активности — поддержание дохода. В странах с высоким уровнем дохода, напротив, преобладают предприниматели, мотивированные возможностью увеличения дохода и получения независимости.
Так, например, мотив предпринимательской деятельности «увеличить свои доходы», скорее всего, не ведет к созданию перспективного развивающегося потенциального бизнеса и в большей мере существует только как источник доходов и собственной занятости. Для того чтобы у предпринимателя были другие мотивы, необходимо изменить условия для развития предпринимательства, при которых, например, будет вознаграждаться создание эффективной модели предприятия.
В Казахстане около 36% начинающих предпринимателей были вынуждены заниматься бизнесом, поскольку у них не было других возможностей заработать деньги. Людей в бедных развивающихся странах обычно толкает на занятие предпринимательской деятельностью бедность и желание выжить, а также недостаток рабочих мест, в то время как в развитых странах основным мотивом для начала бизнеса являются новые возможности и инновации. Чем беднее страна, тем больше предпринимателей «по необходимости» она имеет, что в результате дает высокий процент предпринимательской активности в стране. Однако это отнюдь не способствует ее развитию, поскольку, как показали исследования GEM, чем больше людей покидают вынужденный бизнес, тем выше темпы экономического развития страны.
То есть падение или повышение индекса предпринимательской активности и, соответственно, индексов желания покупать и деловой уверенности, во многом предопределено состоянием общества, шире — окружающей среды, в которой живет и действует предприниматель, в которой он вынужден осуществлять ту или иную активность.
По сравнению с этим глобальным фактором падение цен на нефть и кризис банковской ликвидности, вызывающие нехватку средств у населения, являются мелкой и короткоживущей неприятностью. Действие следствий влияния среды на предпринимательскую активность можно наглядно продемонстрировать перечнем критических проблем, в котором те или иные социальные требования составляют более двух третей из всего спектра возможных рисков (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Условия для развития предпринимательских структур.
Мировое усредненное ранжирование критических проблем
Скорее всего, именно благодаря своеобразному общественному климату, в Казахстане, например, свыше 13% населения выступает в роли бизнес-ангелов (инвестирует собственные средства в стартовое предпринимательство третьих лиц). Среди «инвесторов» преобладают лица, основным доходом имеющие заработную плату и социальные трансферты. По различным экспертным оценкам, объем финансирования ранней предпринимательской активности со стороны бизнес-ангелов превышает весь объем государственной поддержки МСБ.
В сравнении с другими странами-участницами GEM Казахстан близок к среднему показателю количества потенциальных предпринимателей, который в 2007 году был равен по 42 странам 4,93% взрослого населения, а также к среднему показателю количества владельцев и/или менеджеров молодых фирм, который равен 4,38% взрослого населения. По суммарному предпринимательству Казахстан находится на 16 месте среди 42 стран. Показательно, в свете вышесказанного, что лидером в рейтинге суммарного предпринимательства стал Таиланд, а наихудший результат — у России.
Вместе с тем, очень важно подчеркнуть то обстоятельство, что предпринимательская деятельность — это не всякий бизнес. Это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на освоение новых технологий и товаров.
Диаграмма 2. Использование технологий
по Казахстану
Эксперты подчеркивают, что инновации рассматриваются как важная и неотъемлемая черта, отличающая настоящий предпринимательский проект от просто «очередного и заурядного бизнеса». Методология GEM рассматривает и оценивает инновационное развитие предпринимательства по трем критериям: новизна предлагаемого продукта или услуги, отличие от конкурентов и использование новых технологий.
Критерий «новизна продукта или услуги» определяет, сколько зарождающихся и молодых предпринимателей предлагают своим потребителям новый продукт или услугу. Большинство же (начинающих и «опытных») предпринимателей в Казахстане не предлагают новые товары или услуги, а занимаются производством или продажей продуктов и услуг, уже известных потребителям. И только незначительное число — 2,89% — бизнесменов предлагают своим потребителям что-то новое. По этому показателю Казахстан находится на предпоследнем месте в числе 42 стран.
Вторым критерием оценки инновационного предпринимательства является количество конкурентов фирмы, не предлагающих потребителям аналогичный товар. Как и в случае с инновациями, ориентированными на потребителя, показатель отличия от конкурентов в Казахстане очень низок и указывает на нехватку инновационной деятельности среди казахстанских предпринимателей, как начинающих, так и состоявшихся. Большинство предпринимателей в нашей стране предлагают те же продукты и услуги, что и их конкуренты на рынке.
Последний критерий оценки инновационного предпринимательства, который изучает GEM, рассматривает инновации в технологиях. Чем старее используемая в бизнесе технология, тем ниже уровень предпринимательской инновации. Очень немногие предприниматели в Казахстане используют технологии не старее одного года (см. диаграмму 2).
Другой способ достижения роста бизнеса — экспорт. Состояние предпринимательской активности по этому параметру демонстрирует диаграмма 3. Выводы аналогичны тем, что приходится сделать в отношении применения инноваций.
Таким образом, инновационное предпринимательство в Казахстане может быть оценено как неразвитое и уступающее большинству стран мира.
Согласно Индексу Конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума за 2007-2008 годы, Казахстан занимает 61 место в рейтинге мировой конкурентоспособности, (Россия — 58-е). Этот факт ясно свидетельствует, что не количество предпринимателей само по себе положительно влияет на экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность, а их качество. Глобальный отчет GEM 2007 доказывает, что многие страны с низким уровнем дохода имеют высокие показатели предпринимательской активности, а именно большое количество начинающих предпринимателей, которые стараются извлечь выгоду из открывающихся возможностей либо занимаются бизнесом, не имея другого источника дохода.
Диаграмма 3. Ориентация на экспорт
по Казахстану
Очевидно, что вывод международных исследователей, согласно которому почти половина взрослых казахстанцев по состоянию сознания на сегодня не готова жить в условиях рыночной экономики, имеет под собой реальную почву. Важно то, что западные эксперты видят в этом негативную сторону, поскольку социально-экономические основания РК построены именно по рыночным западным лекалам. Однако этот же факт может стать источником мощной положительной динамики в случае изменения фундаментальной парадигмы существования Казахстана, чему, кстати, текущий кризис может дать немалый толчок.