Сельский кредитор

Опубликовано
Международный инвестор Джим Роджерс считает, что самой перспективной отраслью в ближайшие 10-15 лет станет сельское хозяйство, сместив с этой позиции финансовый сектор. Казахстанские специалисты с таким прогнозом солидарны, полагая, что государственная поддержка сельского хозяйства принесет многократную отдачу экономике. Такую поддержку, как показывает, в свою очередь, мировая практика, проще всего оказывать через специализированный аграрный банк, однако в правительстве с созданием такого института не торопятся.

Сельский кредиторФермеры предлагают создать специализированный банк

Международный инвестор Джим Роджерс считает, что самой перспективной отраслью в ближайшие 10-15 лет станет сельское хозяйство, сместив с этой позиции финансовый сектор. Казахстанские специалисты с таким прогнозом солидарны, полагая, что государственная поддержка сельского хозяйства принесет многократную отдачу экономике. Такую поддержку, как показывает, в свою очередь, мировая практика, проще всего оказывать через специализированный аграрный банк, однако в правительстве с созданием такого института не торопятся.

Будучи соучредителем хеджевого фонда Quantum Fund (совместно с Джорджем Соросом), миллиардер Джим Роджерс предсказывает большое будущее сельскому хозяйству в ближайшие 10-15 лет. По его прогнозу, этот период станет удачным для консервативных банков, давно связанных с сельскохозяйственной отраслью, таких, например, как Rabobank NV (международная банковская группа, базирующаяся в Нидерландах — «Къ»). По словам Джима Роджерса, его прогноз основан на том, что в большинстве сельскохозяйственных регионов мира люди все больше отдают предпочтение работе в финансовом секторе, что постепенно приводит к дефициту продовольствия.
Аналогично высказался недавно казахстанский парламентарий Кенжегали Сагадиев, назвав сельское хозяйство единственной отраслью, которая имеет значительный потенциал роста. Он посоветовал правительству уделить особое внимание зернопроизводству и животноводству.

«Надо очень серьезно сейчас поддержать животноводство. Уже наблюдается сброс скота населением. Вы понимаете? Если мы сбросим этот скот, то еще 8-10 лет будем заниматься восстановлением поголовья», — отметил депутат. По его мнению, фермеры испытывают трудности с приобретением кормовой базы, так как на это не предусмотрены государственные дотации.

Вместе с тем кредиты коммерческих банков во множестве случаев аграриям недоступны. В основном по причине того, что они не в состоянии предоставить ликвидный залог. К примеру, трактор, выпущенный 10-15 лет назад и находящийся в рабочем состоянии, в качестве залога выступать не может. Банки принимают в расчет технику не старше 4-5 лет, свидетельствует «Къ» директор общественного фонда «Фермер Казахстана» Владимир Левин. Не считается ликвидным имуществом и земля сельхозназначения. «Банкиры ждут реальной стоимости, реальной работы рынка земли», — говорит эксперт. Как вариант возможно оформление в залог имеющегося у фермера скота. Но и здесь есть нюансы: чтобы оформить животных в залог, их нужно застраховать, а это влечет за собой дополнительные затраты.

Все эти проблемы могли бы быть решены путем создания специализированного сельскохозяйственного банка, считают эксперты. Представители зернового союза Казахстана несколько лет назад даже поднимали этот вопрос на встрече с президентом страны, говорит «Къ» исполнительный директор этой организации Мухамеджан Дуйсебаев. По его словам, создание аграрного банка значительно упростило бы работу зерновикам, которые после девальвации тенге все еще не могут решить, по какой цене им продавать свой товар: в привязке к доллару или тенге. Казалось, ответ прост: привязка должна быть к национальной валюте. Однако кредиты предприятия по большей части оформляли в долларах, соответственно, и погашение будет происходить в этой же валюте. «Учредителем аграрного банка могли бы стать национальный холдинг «Казагро» и зерновые компании. При этом этот банк мог бы работать на более гибких условиях, чем банки второго уровня», — считает депутат мажилиса Иван Чиркалин, который недавно обратился к правительству с просьбой о поддержке растениеводства.

Министерство сельского хозяйства, между тем, не против практического воплощения инициативы о создании специализированного финансового института. «На сегодняшний день банки второго уровня кредитуют сельхозпроизводителей недостаточно, поскольку у них есть очень жесткие требования по залоговому кредиту. В отличие от БВУ агробанк будет принимать в залог все имущество: здания, технику, животных», — говорил осенью этого года вице-министр сельского хозяйства Марат Оразаев, признавая очевидные плюсы этой идеи. Глава профильного ведомства Ахылбек Куришбаев также подтвердил, что поддерживает идею создания агробанка. «Мы неоднократно инициировали его создание, но этот процесс постоянно затягивается в связи с банковскими проблемами», — сказал «Къ» министр.

Для примера, в России с 2000 года существует «Россельхозбанк», созданный по указу тогда еще президента Владимира Путина. Кредитный портфель банка формируется не только за счет средств государства, но и путем привлечения инвестиций через выпуск облигаций. Средний срок предоставления кредитов — 6 лет. В 2008 году, констатирует глава банка Юрий Трушин, активность заемщиков возросла в 1,5 раза. Так, только за первое полугодие 2008 года «Россельхозбанк» выдал кредитов на сумму 138 млрд рублей (более $5 млрд), что на 20% больше, чем за аналогичный период 2007 года.

Читайте также