Школьник рекомендует ручное управление

Опубликовано
Положение дел в реальном секторе экономики Казахстана не внушает оптимизма, в связи с чем правительство решило окончательно перейти к управлению экономикой страны в ручном режиме. При этом основной упор кабмин собирается делать на увеличении казахстанского содержания. Но если не будут решены системные вопросы, по большей части лежащие вне экономической сферы, то все усилия правительства рискуют уйти «в свисток».

Школьник рекомендует ручное управлениеПоложение дел в реальном секторе экономики Казахстана не внушает оптимизма, в связи с чем правительство решило окончательно перейти к управлению экономикой страны в ручном режиме. При этом основной упор кабмин собирается делать на увеличении казахстанского содержания. Но если не будут решены системные вопросы, по большей части лежащие вне экономической сферы, то все усилия правительства рискуют уйти «в свисток».

По информации министра индустрии и торговли Владимира Школьника, в январе 2009 года в обрабатывающей промышленности произошло резкое снижение производства — на 12,4%. Спад произошел практически во всех отраслях, причем как в натуральном выражении, так и в ценовом. Основной вклад в снижение выпуска промышленной продукции вносит ситуация в горно-металлургическом комплексе. Так, снижение индекса физического объема (ИФО) добычи железных руд произошло на 48,5%, черных металлов — на 31,5%. А поскольку ГМК является одной из базовых отраслей экономики (на долю металлургической промышленности приходится 40% объема обрабатывающей промышленности), он оказывает существенное влияние на формирование макроэкономических показателей республики. Динамика цен на цветные металлы свидетельствует о продолжении снижения цен. Однако следует отметить, что такого резкого падения цен, которое наблюдалось в ноябре-декабре 2008 года, не ощущается. Однако большинство экспертов США, Европы и Японии даже при самом благоприятном исходе событий не ожидают в этом году существенного роста цен на металлы, так же как и на металлопродукцию.

Рецепт выхода из ситуации министерство видит в увеличении казахстанского содержания в контрактах на недропользование, а также в переходе на «ручной» режим управления экономикой. Как заявил Владимир Школьник, уже сейчас в проектах реконструкции водопроводных сетей и сооружений в Жамбылской области вместо стальных и чугунных труб российского производства применены трубы Атырауского завода. Для газопроводов в Жанибекском, Бурлинском, Казталовском и Бокейординском районах ЗКО вместо запорной арматуры, фитингов, шкафных регуляторных пунктов российского производства применена продукция Уральского арматурного завода.

В число дальнейших практических шагов по увеличению казахстанского содержания входит и внесение дополнений в СНиП «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство». Планируется включить в этот нормативный документ требования по максимально возможному использованию казахстанской продукции в проектах, финансируемых из бюджета. Данное дополнение будет обязательным к руководству для администраторов бюджетных программ, разработчиков проектов, органов госэкспертизы, а также всех инстанций, утверждающих проекты. Кроме того, на сегодняшний день в соответствии с законодательством, на основании заявлений отечественных производителей проводятся разбирательства в отношении возросшего импорта кровельных и облицовочных материалов, некоторых видов кондитерских изделий, ваты и изделий из нее. На стадии рассмотрения — заявления на проведение разбирательств в отношении импорта дрожжей пекарных, стеклобутылок, пива, картона и коробок из гофрированной бумаги.

Министерство в настоящее время подготовило решение правительства о снижении таможенных пошлин до 0% на сырье для производства продуктов питания (соков, масла, маргарина и др.), комплектующие, используемые в производстве электроизоляционных материалов, кабельно-проводниковой продукции, стекла, резинотехнических изделий и др. Данное постановление также предусматривает установление 15% и 30% таможенных пошлин на импорт готовой кабельно-проводниковой продукции, стальных водогрейных котлов, безопасного стекла, хлебопекарных дрожжей, производство которых в настоящее время нуждается в защите от импорта аналогичных товаров, завозимых из дальнего зарубежья. Что касается стран, имеющих с Казахстаном режим беспошлинной торговли, прежде всего России, то главной мерой министерство видит введение ограничений на торговлю по отдельным группам товаров.

Между тем существуют изрядные сомнения, что данные меры дадут желаемый результат. Введение ограничений в торговле автоматически повлечет за собой ответную реакцию партнеров, более того, учитывая возможности собственно казахстанского производства, скорее всего, это приведет к росту цен и, возможно, дефициту определенной продукции. Действительно, казахстанские производители жалуются на демпинг со стороны российских компаний, но в частных разговорах с «Къ» выясняется, что они имеют в виду, прежде всего, ценовую фору, которая сложилась в результате девальвации рубля и тенге к доллару.

На сегодня, по официальным данным, рубль подешевел к доллару относительно лета прошлого года на 44%, а тенге на 28%, и, действительно, у российских товаров существует как минимум 15% ценовая фора, но это вопрос не к российским производителям, а прежде всего к Национальному банку и правительству Казахстана. Тем более непонятно, как это будет согласовано с одобренными президентом страны идеями создать российско-казахстанский торговый дом под эгидой Внешэкономбанка России, который подписал соглашение о выделении Казахстану кредита в $3 млрд на поставки российского оборудования и товаров в Казахстан.

В качестве еще одной базовой проблемы предприниматели называют повальную коррупцию на тендерах, которая препятствует увеличению казахстанского содержания. Победить это явление с помощью мер, предложенных министерством, вряд ли удастся. Это уже не экономическая, а политическая и социальная проблема. Однако, не решив ее, вряд ли удастся всерьез оживить экономику, тем более в «ручном» режиме. Как метко заметил в частной беседе с «Къ» один из представителей бизнеса, «в этом режиме удастся решить лишь одну проблему — благосостояния чиновников».

Еще одна структурная проблема — неэффективность нынешнего госаппарата и системы. Вице-премьер Умирзак Шукеев в свою очередь считает, что проблема кроется в излишней централизованности бюджета. «Акимы решения всех проблем ждут от правительства. Как будто их задача — просто поставить вопрос, проблему поднять, собрать информацию и ждать указаний правительства. Малым и средним бизнесом, сидя в Астане, вручную управлять очень тяжело. Мне кажется, надо перевернуть эту ситуацию», — считает он. По словам Умирзака Шукеева, большую часть проблем по малым и средним предприятиям надо решать на уровне регионов, правильно распределяя силы госчиновников. «В министерствах ограниченное количество людей, а в каждой области есть большой аппарат, специальный департамент по поддержке МСБ. Их надо за-
грузить», — резюмировал вице-премьер.

Павел БЕКЛЕМИШЕВ, генеральный директор АО СП «Белкамит»
Если чиновник лоббирует одно казахстанское предприятия в ущерб другому, то это — резонный вопрос о возможной коррупции. Но если казахстанский чиновник лоббирует казахстанского товаропроизводителя в ущерб любому иностранному, то этот госчиновник — патриот Родины. Это — две большие разницы. Мы не должны стесняться лоббировать интересы казахстанских товаропроизводителй. Мы должны говорить, что это правильно, и отстаивать везде и всюду.

Читайте также