Суверенные фонды рассматривают инвестиции в сырьевые товары и нефть

Опубликовано
Суверенные фонды (sovereign wealth funds), являющиеся инвестиционными подразделениями государств со значительными золотовалютными резервами, таких как Китай и Катар, готовы увеличить инвестиции в нефть и другие сырьевые товары, что окажет огромное влияние на финансовые рынки.

Суверенные фонды (sovereign wealth funds), являющиеся инвестиционными подразделениями государств со значительными золотовалютными резервами, таких как Китай и Катар, готовы увеличить инвестиции в нефть и другие сырьевые товары, что окажет огромное влияние на финансовые рынки. Имея в управлении четыре триллиона долларов активов, большая часть которых заработана на продаже нефти и других сырьевых товаров, большинство суверенных фондов до сей поры вели консервативную политику в отношении инвестиций, предпочитая доллары, казначейские облигации и акции крупных американских и европейских компаний. Однако, как отмечают аналитики, мировой финансовый и экономический кризис негативно отразился и на их деятельности, и поэтому они рассматривают новые стратегии, которые защитят их интересы. И так как эти фонды переключаются на рынок нефти и сырьевых товаров, последним будет оказана поддержка благодаря их значительным инвестициям.

По данным различных исследований, фонды держат около 10-20 миллиардов долларов в сырьевых товарах и нефти, но эти неточные цифры могут быстро превратиться в стомиллиардную сумму. «Потенциал роста просто огромен, — считает Амрита Сен (Amrita Sen), аналитик Barclays Capital, London. — Фонды ждут правильных сигналов. Они хотят убедиться в том, что экономика достигла минимальной точки, а ценовой тренд нефти развернулся».

Суверенные фонды, ведущие секретную деятельность, лишь иногда публикующие цифры, существуют с 1950-х годов, однако их количество резко увеличилось в последние десять лет, и сейчас работают в 30 странах мира. Некоторые из них, такие как фонд Government of Singapore Investment Corp, управляющий 300-350 миллиардами долларов активов, приняли консервативный подход управлении средствами, вкладывая в облигации, доллары, другие основные валюты и акции компаний.

Диверсификация
Другие фонды, вроде China Investment Cor, управляющего 200 миллиардами долларов активов, выкупили стратегические пакеты в компаниях с ключевыми активами. На прошлой неделе австралийская компания Fortescue Metals Group, добывающая железную руду, заявила, что ведет переговоры с фондами China Investment Cor и Baosteel о продаже активов железной руды.

До недавних пор большинство фондов избегало прямых инвестиций в рынки сырьевых товаров, таких как нефть и другие материалы. Одной из причин является то обстоятельство, что почти две трети их средств поступает за счет нефти. Крупнейшие фонды управляются такими экспортерами нефти, как Абу-Даби, Кувейт, Дубай и Бруней.

Норвегия, имеющая самые прозрачные фонды с активами 300 миллиардов долларов, специально не инвестирует в нефть и газ, пытаясь диверсифицировать зависимость от углеводородов.

Однако аналитики считают, что консервативный подход к инвестициям привел многие фонды к убыткам по активам, деноминированным в долларах, в период между 2002 и 2008 годами. Они также пострадали из-за снижения рынка акций, происходившего последние два года. Большинство из них пропустило бум рынка сырьевых товаров в 2007-2008 гг. и ралли цен на нефть, достигших своего пика в прошлом году.

Теперь есть дополнительный фактор беспокойства, который важен при переоценке стратегий: спектр инфляции. «Такие фонды придерживаются долгосрочных макроперспектив, — отмечает Гарри Чилингири (Harry Tchilinguirian), аналитик BNP Paribas. — Сила давления монетарной политики беспрецедентна, и если фонды рассматривают перспективы 1-2 лет, инфляция становится настоящей проблемой».

Золото стало фаворитом в списке альтернативных инвестиций, и есть данные, что некоторые фонды инвестируют в нефть через индексные фонды и структурные продукты.

Инфляция
Крупнейший индексный фонд SPDR Gold Trust заявил, что 19 февраля их портфель достиг рекордной цифры 1028,98 тонн, а ETF Securities отметили рекордный приток инвестиций в золото.

«Сырьевые товары являются одними из немногих хеджевых инструментов против инфляции», — комментирует Николас Брукс (Nicholas Brooks), глава исследовательского департамента в ETF Securities, выпускающей индексные ценные бумаги на нефть, золото и сырьевые товары, такие как сельскохозяйственные продукты.

Большинство аналитиков считает, что фонды держат значительные объемы золота либо через индексные фонды, либо прямые инвестиции. Нефть будет покупаться точно также. По их оценкам, на данный момент фонды держат небольшой процент в нефти и сырьевых товаров, что-то около 0,5% от 4 триллионов активов. Снижение цен на нефть более чем на 70% с прошлогодних пиков отпугнуло многие фонды, а мировой кризис и последовавшие за ним убытки способствуют принятию консервативных инвестиционных стратегий.

Однако любой признак восстановления экономики или, например, рост цен на нефть, будет способствовать вложениям в альтернативные рынки, такие как рынок нефти. Большинство моделей предполагают, что фонды будут инвестировать около 5% в сырьевые товары и нефть, что равнозначно 200 миллиардам долларов. Брукс видит 10% как более приемлемый уровень: «На рынки свалится огромнейшая сумма».

Читайте также