Заодно с Узбекистаном
Казахстан и Узбекистан намерены в ближайшее время выступить против строительства энергообъектов на Амударье и Сырдарье. В частности, речь идет о Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане.
Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев, возможно, выступят вместе против намерений Таджикистана и Кыргызстана развивать гидроэнергетику без согласования с ними.
Главы Узбекистана и Казахстана предполагают на предстоящем в конце апреля саммите Международного фонда по спасению Арала в Алматы выступить «единым фронтом» против намерений соседей. Эту версию озвучивают эксперты по итогам прошедшего визита в Ташкент премьер-министра Казахстана Карима Масимова, где он встретился с президентом Узбекистана. Незадолго до этого между главами РК и РУз состоялся телефонный разговор.
Предполагается, что Узбекистан и Казахстан согласовывают позиции по вопросу о строительстве крупных ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане. Эти объекты, как известно, могут повлиять на водноэнергетический баланс Центральной Азии.
Речь идет о Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане на трансграничных водных артериях Амударьи и Сырдарьи.
При этом строительство Камбаратинской ГЭС, беспокоящее официальный Ташкент, является совместным кыргызско-российским проектом, на который РФ выделяет около $1,7 млрд.
Таджикистан и Кыргызстан заинтересованы использовать водные ресурсы для выработки электроэнергии для удовлетворения собственных нужд, особенно в осенне-зимний период, а также для экспорта электроэнергии в третьи страны — Афганистан и Пакистан.
Однако возведение новых гидрообъектов на вышеперчисленных реках вызывает опасения Казахстана и Узбекистана, поскольку в таком случае приток воды в эти республики значительно сократится. Они настаивают на преимущественно ирригационном характере эксплуатации как построенных во времена СССР ГЭС, так и планируемых новых гидроэлектростанций.
Однако существует мнение, что здесь Узбекистан, прежде всего, волнует экономическая часть вопроса. Кыргызстан и Таджикистан привязаны к узбекскому газу, а после возведения собственных ГЭС страны в значительной мере могут освободиться от этой зависимости и, где это возможно, использовать вместо газа электричество. Такое мнение, к примеру, высказал кыргызстанский эксперт по вопросам национальной безопасности Леонид Бондарец. При этом он усомнился, что Казахстан согласится поддержать Узбекистан в этом вопросе.
Как отметила главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Гульнур Рахматуллина, на встрече премьер-министра Казахстана Карима Масимова и президента Узбекистана действительно обсуждался вопрос о водных ресурсах в государствах Центральной Азии. При этом она подтвердила, что Узбекистан и Казахстан согласовывают позиции по данной проблеме и выступят так называемым «единым фронтом».
Участие Казахстана в этом она объясняет тем, что строительство данных ГЭС будет способствовать тому, что вода в меньшей степени будет сбрасываться вниз, и регионы ощутят на себе дефицит водных ресурсов в вегетационный период.
«Здесь нужен очень согласованный подход, т.е. должен быть график, должны быть обязательства. Эти вопросы хотели решать в рамках четырехстороннего водноэнергетического консорциума, но он не создан. Этот раздор продолжается», — говорит она. При этом добавляет, что здесь к тому же должна быть независимая экспертиза в части того, что строительство ГЭС не повлияет на водоснабжение Узбекистана и Казахстана.