Заместитель премьер-министра Серик Ахметов заявил, что государство прекратит работу с банками, которые к 1 мая не освоят госсредства, выделенные для МСБ. Из 120 млрд тенге сейчас освоено 35%. При этом некоторые банкиры утверждают, что, участвуя в госпрограмме, банки берут на себя риски, несопоставимые с выручкой, и при этом даже не окупают операционные расходы.
Правительство ежедневно проводит мониторинг ситуации в банках на предмет освоения ими средств для поддержки МСБ. По словам Серика Ахметова, наименьший показатель по Алматы у kaspi bank, Цеснабанка, Альянс банка и банка Астана Финанс.
Начальник управления рисками банка Астана Финанс Рустем Байгабыл теги сообщил «Къ», что в среднем маржа для банков, кредитующих бизнес по госпрограмме, составляет всего 3%, и этого недостаточно для того, чтобы банки на первоначальном этапе окупали издержки производства. Кроме того, надо учитывать, что актуальным остается риск невозврата денег со стороны МСБ, который полностью ложится на банк. При расчете вознаграждения за пользование деньгами ФНБ «Самрук-Казына» рынок ценных бумаг становится более привлекательным и менее рискованным для банков, чем кредитование МСБ.
Между тем начальник отдела развития малого и среднего бизнеса Евразийского банка Руслан Бексултан считает, что если в банке правильно поставлена система риск-менеджмента, то риски при кредитовании, в том числе субъектов МСБ, сводятся к минимуму.
По его словам, банки получили ресурсы по данной программе по ставке 8% годовых. Согласно условиям программы, конечная эффективная ставка по кредитам для предпринимателей не должна превышать 12,5%. Таким образом, номинальная ставка по этим кредитам составляет приблизительно 11,5-11,8%, а маржа, соответственно – 3,5-3,8%.
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Серика Туржанова, ставка 12,5% слишком высока для бизнеса в нынешних условиях, она была бы приемлемой год назад. По его мнению, если государство действительно хочет помочь бизнесу, то «Самрук-Казына» должен снизить размер своей маржи. Не получая адекватной государственной поддержки и находясь под негативным рыночным давлением, бизнес не сможет выжить, а значит, говорить о гарантии возвратности банковских кредитов в подобных условиях просто нет смысла.
Кроме того, выделенных 120 млрд не хватит для того, чтобы спасти бизнес. Для этого нужно как минимум в 20 раз больше. По мнению Серика Туржанова, если сейчас не помочь бизнесу, то следом за МСБ обрушится финансовый сектор, а затем и бюджет страны.
Между тем Рустем Байгабыл теги пояснил, что участие в госпрограмме позволяет банкам рефинансировать имеющиеся кредиты МСБ, высвободив дополнительные средства для пополнения собственной ликвидности. Что же касается банков с еще ненаработанной базой по МСБ, то тут поиск новых клиентов на рынке несет в себе временные и организационные затраты. Фактически в этом случае банки вынуждены кредитовать клиентов, которых оставили без внимания крупные банки.
На рефинансирование имеющихся кредитов у банков ушло 64% освоенных средств, доля новых проектов составила 36%.
Таким образом, выгодность или невыгодность участия в госпрограмме по поддержке МСБ необходимо рассматривать с позиции каждого отдельного банка. Однако выделенные «Самрук-Казына» деньги должны быть освоены полностью.
Как распределили 120 млрд:
БТА банк — 22 млрд тенге, Альянс банк — 18 млрд, Казкоммерцбанк — 16 млрд, Народный банк — 11,7 млрд, АТФ банк и банк ЦентрКредит — по 10 млрд тенге, Нурбанк — 8 млрд, kaspi вank и Сбербанк России — по 6 млрд, Цеснабанк — 3,3 млрд, банк Астана Финанс и Евразийский банк — по 3 млрд тенге.