По мнению директора Восточно-Европейского представительства Cooper Gay Андрея Короткова, будущее казахстанского рынка страхования за страховыми брокерами. По какой причине услуги страховых брокеров пользуются пока слабым спросом и почему некорректно считать страхового брокера лишним звеном, он ответил в интервью «Къ».
– Все мы были свидетелями краха столпов мирового рынка страхования. Для вас, как для международной компании, имеет ли это негативные последствия при работе на казахстанском рынке?
– Cooper Gay входит в пятерку крупнейших мировых страховых брокеров. Но при этом у компании есть особенность, которая дает нам определенное преимущество: наша компания полностью принадлежит управляющим директорам, в результате чего мы не подвергаемся влиянию изменений на рынках ценных бумаг или давлению со стороны внешних инвесторов.
– Намерена ли компания расширять свое присутствие в Казахстане?
– Решением совета директоров компания будет продолжать развивать деятельность в регионах. В Казахстане же до конца года мы намерены перерегистрироваться из представительства в брокера-резидента. И если в настоящий момент мы работаем только как посредники при заключении договоров перестрахования непосредственно со страховыми компаниями, то со сменой статуса компания уже займется и прямой работой со страхователями.
– По сравнению с другими региональными подразделениями каковы показатели у казахстанского офиса Cooper Gay?
– В странах СНГ, кроме Казахстана, имеются представительства Cooper Gay в России, Белоруссии и Украине. За первый квартал наш офис показал один из лучших результатов по СНГ по объему перестраховочных премий порядка $2 млн. Фактически за три месяца мы выполнили 40% от показателя всего прошлого года.
– В связи с чем деятельность страховых брокеров на казахстанском рынке получила слабое развитие?
– Нельзя сказать, что деятельность страховых брокеров в Республике Казахстан слабо развита. Любой более или менее крупный риск размещается именно через страховых брокеров. При этом стоит признать, что брокеры традиционно нацелены на корпоративный бизнес. Дело в том, что страховые компании в Казахстане имеют более развитую инфраструктуру и региональную сеть, хотя в международной практике у брокеров, в том числе и в нашем британском офисе, есть специальные подразделения, работающие с розницей. Вообще по определению, страховой брокер это представитель страхователя, а не страховщика. То есть страховой брокер имеет налаженные отношения не с одним, а с несколькими страховщиками для того, чтобы предлагать своим клиентам самые подходящие условия страхования.
– Однако существует обывательское мнение, что страховой брокер, особенно в розничном сегменте лишнее звено между страховщиком и страхователем?
– Мнение действительно можно назвать обывательским. Это то же самое, если говорить, что консультант в магазине лишнее звено. Ведь если агент страховой компании может предлагать своим клиентам услуги только в рамках правил и условий страхования конкретного страховщика, то брокер может «подстроиться» под каждого клиента и предложить, а иногда и разработать индивидуальные условия страхования. То есть, обладая большей покупательской способностью, страховой брокер имеет возможность предложить наилучшие для клиента условия и стоимость.
– Между тем, учитывая небольшую емкость казахстанского рынка, деятельность страховых брокеров здесь будет продвигаться слабо?
– Я уверен, что именно за страховыми брокерами в Казахстане будущее развитие страхового рынка, так как, несмотря на текущее экономическое состояние, образованность казахстанских страхователей растет, а с выходом страны из кризиса потребность в качественном страховании, несомненно, будет увеличивиться. И в этом году, по моему мнению, страховые брокеры должны всерьез задуматься о развитии розничного сегмента.
– Что же все-таки нужно, чтобы деятельность страховых брокеров развивалась?
– Кроме желания самих страховых брокеров, необходима также поддержка и участие государства в образовательной сфере. На рынке в целом и в сегменте страховых брокеров в частности до сих пор наблюдается большой дефицит квалифицированных специалистов. Поэтому прежде всего нужны профессионалы, которые бы смогли развивать и дальше страховой рынок нашей страны в соответствии с лучшими мировыми стандартами.
– Финансовая система Казахстана уже начала давать сбои, которые мы наблюдаем на примере крупнейших банков и пенсионных фондов. Как сильно кризис отразится на страховом секторе?
– Я думаю, что все зависит от профессионализма самих страховщиков, работающих на рынке. Основная статья расходов страховщика, как правило, – страховые выплаты. И от того, насколько грамотно страховщик сможет вести свою ценовую и тарифную политику в условиях кризиса, и зависит его дальнейшее существование. Понятно, что в нынешних условиях сбор страховых премий снижается, но те компании, которые смогут адекватно подойти к ситуации, оптимизировать свои бизнес-процессы, останутся на плаву.
– Вместе с тем, рынок страхования сузится?
– Определенная концентрация, безусловно, произойдет. Возможно, мы станем свидетелями отдельных слияний и поглощений, что на данный момент будет вполне логичным. Но нужно отметить, что казахстанский рынок по-прежнему представляет большой интерес для международных страховых компаний, в том числе и для страховых брокеров. Поэтому вполне можно ожидать появления на рынке новых крупных игроков.