Новости

Buy in May – don’t go away!

На дворе май, и оставшиеся в живых и на экранах Блумберга стратеги и аналитики дружно вспоминают старую рыночную поговорку: «Продавай в мае и уходи с рынка» (Sell in May and go away). Тем более, вроде условия благоприятствуют – за последние несколько недель рынки акций практически восстановили практически все потери с начала года и находятся на двухмесячных максимумах.

На дворе май, и оставшиеся в живых и на экранах Блумберга стратеги и аналитики дружно вспоминают старую рыночную поговорку: «Продавай в мае и уходи с рынка» (Sell in May and go away). Тем более, вроде условия благоприятствуют – за последние несколько недель рынки акций практически восстановили практически все потери с начала года и находятся на двухмесячных максимумах. Все бы ничего, да вот продавать, сдается мне, практически некому. Не тем же, кто только что купил? Или тем, кто до сих пор сидит в «шортах», начитавшись мрачной рецессионной аналитики и проигнорировав впередсмотрящий характер рынка? Конечно, если вы купили в начале или хотя бы в середине марта, искушение отфиксировать 20-30% прибыли будет достаточно велико. Вот только сколько таких прозорливых на рынке? Стратегии крупных участников рынка формируются как минимум на квартальную перспективу – иначе какие они стратегии – и «переворачиваться» внутри квартала крупняки иногда просто технически не способны. Соответственно, рост фондовых рынков в конце первого квартала был, скорее всего, обусловлен не столько формированием длинных позиций, столько закрытием коротких. Судя по тому, как открылись некоторые акции в мае, – закрытие шортов, или хеджирующих позиций (скажем, пут опционов на индексы) еще не завершено, а, следовательно, ждать немедленного окончания ралли, а тем более движения «развернулись и алга!» пока вряд ли следует.

В поддержку данного тезиса можно привести целый перечень последних статданных и новостных позитивчиков (весело нареченными в мировой аналитике «green shoots» по зеленому цвету растущих котировок на экранах трейдинговых платформ). В прошлых обзорах я уже пытался порадовать читателя более легкими для восприятия наглядными пособиями (пожалуйста, «Из иены возгорится пламя» от 30 апреля и «На вернисаже как то раз…» от 16 апреля). Сегодня – больше внимания сухим цифровым выкладкам, а уже в следующем номере я попытаюсь объединить оба дидактических подхода.

Итак, что касается собственно цифр. Цифра первая – минус 17 миллиардов долларов. Именно столько вывели инвесторы за последние восемь недель из фондов американских акций. А каков при этом результат? Около +25%. И неважно, что большая часть выведенного капитала – более $11 миллиардов – плавно перетекла в фонды акций развивающихся рынков, поддерживая общий позитивный настрой. Важно, что американские индексы способны расти и на такой вот жесткой диете. Что же будет, когда рацион пополнится за счет притока денег из гособлигаций и депозитных фондов, где до сих пор сидят наиболее консервативные инвесторы?

Цифра вторая – 1,5 миллиарда долларов. Именно столько «подняла» на рынках Турция, завершив 30 апреля размещение нового выпуска еврооблигаций с погашением в 2019 году. Доходность при этом составила совсем не заоблачные как в абсолютном (по сравнению с 9% недавнего размещения «Газпрома»), так и в относительном (всего +30 базисных пунктов к вторичному рынку) смыслах 7,6% годовых. В прошлом номере «Къ» говорилось о приоткрывшейся для Восточной Европы форточке размещений с Чехией и Словакией в качестве примера. В случае с Турцией пора говорить уже о калитке – это уже и не такой высокорейтинговый эмитент, и не такой близкий к Евросоюзу. Сдается мне, что уже в конце этого или начале следующего года рынок будет готов переваривать и продукты казахстанской кухни – поначалу суверенные и с существенной (+200-300 б.п.) премией к той же Турции и «Газпрому», но – лиха беда начало.

Подтверждает данные предположения и цифра третья – 130 миллиардов – на сей раз евро. Именно эту отметку уже перевалил общий объем первичных размещений high-grade corporates (т.е. корпоративных эмитентов с рейтингом «ВВВ» и выше) в Европе с начала года, приблизившись на вполне обозримое расстояние к рекордному 2001 году, когда общий объем размещений составил Ђ200 миллиардов. Высокие купоны, существенный положительный дифференциал по сравнению с краткосрочными ставками денежного рынка и общепроникающее ощущение государственной поддержки и межгосударственной координации действий создают благоприятную почву для новых размещений, а привлекаемая таким образом ликвидность снижает риски рефинансирования в корпоративном сегменте и способствует общему восстановлению аппетита к риску в других секторах.

Учитывая вышеприведенную отнюдь не высшую математику, можно сделать также достаточно очевидный вывод: массовых распродаж рисковых активов, и акций в частности, в мае этого года не предвидится. Не исключая определенной консолидации некоторых инструментов на уже достигнутых ценовых уровнях, вероятность существенной прибавки в весе по большинству рисковых позиций в течение ближайших 2-3 месяцев мне кажется более весомой, нежели возможность развития противоположенного сценария. Перспективы четвертого квартала в свете более массовой фиксации прибыли в конце года выглядят более туманными, что позволяет предположить вероятный «перенос» майских распродаж на сентябрь-октябрь этого года. Пока же – don’t go away.