В ближайшее время Казахстан может официально обратиться в международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с предложением разместить на своей территории банк ядерного топлива. Отношение к этому намерению у общественности неоднозначное, однако этот проект довольно привлекательный с коммерческой стороны.
По словам директора департамента технологий обращения с ядерными отходами и ядерного цикла МАГАТЭ Ханса Форстрема, на международной конференции по вопросам восстановления территорий, загрязненных остатками радиоактивных материалов, пока официального обращения Казахстана к МАГАТЭ нет. «Но мы думаем, что если такое предложение от республики поступит, то мы с удовлетворением воспримем его».
Напомним: 6 апреля текущего года Нурсултан Назарбаев заявил, что допускает размещение на территории Казахстана международного банка ядерного топлива (БЯТ).
Такой банк представляет собой хранилище низкообогащенного урана, подконтрольное МАГАТЭ. Он должен находиться в стране, где нет разработок ядерных технологий, и предназначение его в том, чтобы продавать ядерное топливо для строящихся АЭС безъядерным странам. Напомним: Казахстан подписал договор о нераспространении ядерного оружия и отказался от него добровольно.
В сентябре 2008 года США заявили о выделении в качестве донорской помощи $50 млн МАГАТЭ и призвали все страны вносить свои средства для того, чтобы создать такой банк. Различные страны и фонды уже выделили деньги на развитие (ЕС – 37 млн, ОАЭ и Кувейт – по 10 млн).
Отметим, что Россия уже реализует идею создания международного банка ядерного топлива. «Программа развития глобальной ядерной инфраструктуры» была озвучена Владимиром Путиным на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества в январе 2006 года. Первым практическим шагом в ее реализации стал Международный центр по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске, 10%-ным участником которого является Казахстан.
Проект довольно привлекательный с коммерческой точки зрения, даже если не считать выделенных для этой цели средств. Начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров, говоря о выгоде, подчеркивает следующее. Во-первых, банк ядерного топлива сможет стать источником доходов за счет платежей третьих стран. Во-вторых, проект может быть вписан в стремление НК «Казатомпрома» стать интегрированным игроком на рынке атомной энергетики на всех стадиях производственного цикла – производство урана, его обогащение (топливные таблетки, топливные сборки), производство реакторов, захоронение и переработка отходов. В-третьих, Казахстан в ближайшие годы станет крупнейшим производителем урана в мире. Следовательно, в том, что на его территории разместится банк ядерного топлива, есть внутренняя логика. «Надежность современных технологий хранения и транспортировки ядерного топлива очень высока», – пояснил он.
Заместитель директора ИЯФ НЯЦ Петр Чакров также считает проект коммерчески выгодным, указывая еще на имидж и политический вес страны, активизацию международных связей.