Инвесторы соберутся искать альтернативу

Опубликовано
Завтра в Костанае пройдет 21-е заседание совета иностранных инвесторов при президенте Казахстана. Если на прошлом заседании основным вопросом было «местное содержание» (см. «Къ» от 4 декабря 2008 года), то теперь тема встречи – «Альтернативные источники финансирования для дальнейшего экономического развития Казахстана в условиях меняющейся обстановки на мировых финансовых рынках».

Инвесторы соберутся искать альтернативуЗавтра в Костанае пройдет 21-е заседание совета иностранных инвесторов при президенте Казахстана. Если на прошлом заседании основным вопросом было «местное содержание» (см. «Къ» от 4 декабря 2008 года), то теперь тема встречи – «Альтернативные источники финансирования для дальнейшего экономического развития Казахстана в условиях меняющейся обстановки на мировых финансовых рынках».

Несмотря на столь мудреную официальную формулировку, речь пойдет о том, что обсуждается на всех уровнях последние полтора года, – как добавить ликвидность в экономику страны. Собственно, ключевые рекомендации как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, которые члены совета готовы представить правительству Казахстана, особой оригинальностью не отличаются. В качестве краткосрочных мер одной из ключевых рекомендаций является поиск инвестиций в регионах, где ликвидность на сегодняшний день является избыточной, например, в Китае и странах Ближнего Востока (арабского мира). А в качестве долгосрочной – создание очередного консультативного совета иностранных экспертов для консультирования Национального банка и регулятора, включающего в себя представителей центральных банков и регулирующих органов из таких стран, как Канада, Австралия и Чили.

Исходя из имеющихся в распоряжении «Къ» документов, можно сделать вывод, что иностранные инвесторы в своей оценке текущей ситуации в Казахстане исходят из следующих базовых положений. С конца 2007 года казахстанские предприятия, банки, а также нацкомпании были отрезаны от доступа к «традиционным» внешним источникам фондирования, на которые они делали большую ставку начиная с 2002 года. Такая нехватка ликвидности была, несомненно, вызвана глобальным кредитным кризисом, усугубленным снижением цен на сырье и ухудшением прогнозов для казахстанской экономики, а также обеспокоенностью международных инвесторов по поводу сравнительно высокого объема долговой нагрузки на экономику и быстрых темпов роста кредитной задолженности в абсолютном выражении. С III квартала 2007 года лишь несколько эмитентов с самыми высокими рейтингами смогли заимствовать средства на внешних рынках, причем эмитенты с субинвестиционным рейтингом были вообще лишены возможности привлекать внешнее финансирование. Несколько крупных IPO и частных размещений акций были сокращены по сумме, отложены или отменены на фоне снижения спроса инвесторов на обязательства компаний с развивающихся рынков и Казахстана в том числе.

Правительство отреагировало на новые вызовы путем объявления о нескольких крупномасштабных программах поддержки отраслей, имеющих ключевое значение для роста экономики. Это банковский сектор, недвижимость, строительство и сельское хозяйство. Меры государственной поддержки приобрели завершенную форму в результате создания в октябре 2008 года фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», который был призван координировать различные программы поддержки и инвестиций. Обратная сторона массированной государственной поддержки стала очевидной, когда международные рейтинговые агентства и институты развития выразили обеспокоенность тем, что значительные денежные расходы вкупе с давлением на национальную валюту ослабят Национальный фонд и золотовалютные резервы страны, создавая угрозу для макроэкономической стабильности.

В свете вышеизложенного стало более чем очевидно, что ни традиционная модель фондирования на рынках капитала, ни ожидания, что государство сможет удовлетворить все возникающие потребности в инвестициях, не были ни реалистичными, ни обоснованными.

В результате, по мнению членов совета, сформировался ряд серьезных ограничений. Прежде всего, это избыточная кредитная деятельность, использование плохо понимаемых финансовых инструментов, проблемные кредиты с недостаточным анализом, нереалистичные ожидания, связанные с экономическим ростом, неумение понять и смягчить чувствительность к риcкам в мировых системах регулирования.

Следствием этих негативных внешних условий стала серия понижений рейтинговыми агентствами суверенного и корпоративных кредитных рейтингов, что сделало привлечение финансирования на организованных рынках еще более проблематичным.

В результате все крупные финансовые институты Казахстана столкнулись со значительными вызовами, связанными с нехваткой ликвидности. Это в значительной степени вызвано тем, что депозитная база еще недостаточно развита, а международные рынки предлагали намного более гибкие (и дешевые) формы привлечения средств.

По мнению членов совета иностранных инвесторов, критически важно, чтобы казахстанские банки прошли стресс-тесты для того, чтобы понять, как разные рецессионные процессы будут влиять на прибыли, активы, капитал и требования к капиталу, чтобы гарантировать, что планирование капитала и бизнеса в каждом отдельном банке ведется надлежащим образом. Что касается рекомендаций, которые подготовлены для правительства Казахстана, то они носят больше институциональный, чем прикладной характер. В частности, в краткосрочной перспективе предлагается активизировать работу в сфере предэкспортного финансирования, форвардной продажи сырьевых контрактов и выпуска прав на приобретение дополнительных акций.

Важным моментом является то, что иностранные инвесторы советуют правительству резко активизировать деятельность по стимулированию внутреннего спроса. Так, государству и банкам, говорится в рекомендациях, особенно банкам с участием государства, следует содействовать торговому финансированию посредством предоставления льготных ставок заимствования для предприятий, занятых розничной торговлей, вместо залогов перейти к оценке финансовых потоков заемщиков, а также предоставлять государственные гарантии предприятиям, осуществляющим реализацию потребительской продукции населению.

В качестве долгосрочных мер правительству предложено создать условия для ускоренной реструктуризации и реорганизации юридических лиц (ускорение судебных разбирательств/процедур банкротства). А банкам – совершенствовать стратегии кредитования для «хорошего клиента/проекта», основываясь больше на финансовых потоках, чем на активах/залоге. И, кроме того, создать фонд стрессовых активов, о котором было громко объявлено, но который так и не заработал из-за противоречий, имеющихся, по данным «Къ», между подходами ФНБ «Самрук-Казына» в качестве управляющей организации и Минфином как учредителем фонда. Рекомендуется также реструктурировать существующую долговую нагрузку для ускорения развития внутренних финансовых рынков.

«Необходимо проведение законодательной политики по девалютизации банковского фондирования резидентам Казахстана (дедолларизации кредитов) с соответствующей девалютизацией обязательств банков», – говорит научный редактор «Эксперт Казахстан» Рахим Ошакбаев. Кроме того, по его мнению, нужно существенно более широкое участие государства в формировании обязательств банков второго уровня, вплоть до введения ориентира, скажем, не менее 35% от размеров обязательств (обязательно в национальной валюте) и по ставке рефинансирования с непременным снижением ставки до сопоставимых со странами ЕС значении (невзирая на текущие значения инфляции). «Можно (или даже нужно) часть займов сделать целевыми – строго для обрабатывающей промышленности», – считает он.

Читайте также