Инвесторы и спекулянты слились воедино

Опубликовано (обновлено )
С начала года индекс KASE вырос с 900 до 1200 пунктов. По мнению независимых аналитиков, это оставляет все меньше шансов для спекуляций. Однако биржевые эксперты заявляют, что, напротив, следует ожидать всплеска волатильности на торговой площадке, а значит, и роста спекулятивных настроений.

С начала года индекс KASE вырос с 900 до 1200 пунктов. По мнению независимых аналитиков, это оставляет все меньше шансов для спекуляций. Однако биржевые эксперты заявляют, что, напротив, следует ожидать всплеска волатильности на торговой площадке, а значит, и роста спекулятивных настроений.

В случае если индекс продолжит рост, условия для спекулятивной игры значительно ухудшатся, поскольку по мере роста котировок участникам рынка сложно поверить в дальнейший подъем. Необходимым условием для спекулятивной игры является частота колебаний, которая должна быть высокой, рассказывает «Къ» директор аналитического центра АО «Асыл-Инвест» Дамир Сейсебаев.

По мере роста стоимости акций, формирующих индекс KASE, на рынке становится все меньше возможностей для спекулятивного роста. Однако главная проблема на рынке – это отсутствие свежего капитала, что также ограничивает возможности спекуляций.

Дальнейшая судьба казахстанских акций будет определяться как внешними, так и внутренними факторами, а именно создаст ли внешний фон почву для возвращения капитала на рынок, и насколько участники рынка поверят в рост. Наверняка вопросы отпадут после коррекции, когда цены вновь станут привлекательными.

Однако существует и противоположное мнение. Сейчас, как никогда прежде, между понятиями «спекулянт» и «долгосрочный или институциональный инвестор» границы практически не прослеживаются. Здесь следует четко понимать природу текущего роста на фондовых площадках. По мнению аналитика KASE Виталия Томского, основная причина – это низкая стоимость денег на мировых рынках (ставки Libor держатся на минимальных значениях).

В условиях, когда спекулятивная составляющая крайне высока, даже самый долгосрочный инвестор начнет играть в спекуляции. Поэтому уместно ожидать не снижения спекулятивных идей, а значительного всплеска волатильности на фондовых площадках. Это касается и KASE, где оценка доли спекуляций никогда не практиковалась. Традиционно наиболее короткий горизонт инвестирования у физических лиц, доля которых с начала года в секторе долевых ценных бумаг составила 16,6% и 12,8% – в секторе корпоративных облигаций. Однако эти цифры не являются показательными в силу концентрации основной ликвидности по отечественным инструментам преимущественно на внешних рынках.

Следует отметить, что в условиях общего падения совокупного спроса не очень много стремящихся инвестировать в реальный сектор экономики, где все проекты обычно носят долгосрочный характер. Так, по оценкам Института международных финансов (IIF), в этом году нетто-приток прямых инвестиций в развивающиеся страны снизится в два раза относительно прошлого года и не превысит $150 млрд, что значительно ниже 2007 года, когда нетто-приток составил свыше $880 млрд.

Очевидно, что в настоящее время основная масса всей ликвидности идет на фондовые площадки, где при условии своевременного выхода с рынка отдача обычно быстрее и несравненно выше, резюмирует Виталий Томский.

Читайте также