Казахстан приступил к строительству своего участка железной дороги, которая должна соединить страну с Туркменией и Ираном. Развитие инфраструктуры – одна из приоритетных задач, поставленных президентом, но эксперты утверждают, что этот проект будет бесполезной тратой времени и бюджетных средств.
Железнодорожная линия соединит Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран). Общая протяженность железнодорожной линии составит 677 км, в том числе по Казахстану – 137 км, по Туркмении – 470 км, по Ирану – 70 км.
Стоимость строительства казахстанского участка – 60,8 млрд тенге. Прогнозируемый объем перевозок в первый год эксплуатации – 9,6 млн тонн. Также стоит отметить, что дорога будет введена в эксплуатацию в декабре 2011 года.
По состоянию на 1 апреля текущего года туркменской стороной построено 150 км железнодорожного пути из планируемых 470 км.
Как отмечают эксперты, создание нового маршрута является важнейшим фактором реализации транзитного потенциала страны. Кроме того, оно будет способствовать укреплению внешнеэкономических связей между странами, а так же обеспечит экономическую безопасность.
Главный научный сотрудник КИСИ при президенте Гульнур Рахматулина в комментариях «Къ» заявила, что развитие нового транспортного коридора позволит решить задачу по эффективному использованию транспортно-транзитного потенциала.
Кроме того, нельзя не упомянуть, что строительство этих объектов способствует созданию новых рабочих мест для граждан страны и повышению деловой активности в регионах.
Но как всегда не обошлось без сложностей. Дело в том, что данный проект рассматривался государством еще при Советском Союзе, а последний раз в 90-х. Тогда министром транспорта и коммуникаций был Нигматжан Исингарин (в настоящее время член совета директоров «Казахстан Темир Жолы» – «Къ»). МТК, проанализировав ситуацию, пришло к выводу, что данный проект является коммерчески невыгодным и, более того, неэффективным. Отвечая на вопросы «Къ», Нигматжан Исингарин отметил, что проект до сих пор себя не окупает, так как нет грузов, которые могли бы рационально перевозить. «На мой взгляд, данный проект осуществляется в большей степени для поддержания международных отношений», – разъясняет он.
Известно, что на территории Ирана железная дорога, примыкающая к Горгану, проходит по горам, что само по себе достаточно неудобно. «Таким образом, у нее практически нет резерва и пропускной способности, также она не может служить пропуском в глубь Ирана. Что касается Туркмении, то уже есть ход, который идет через Бейнеу (Узбекистан), он незагруженный. Пропускной способности у него более чем достаточно. А вариант, проходящий через Казахстан, который предлагает правительство, опять столкнется с проблемой отсутствия грузов, кроме того, встанет вопрос о том, что и без того малый объем транспортировочного товара придется делить между железной дорогой и морским транспортом, что окажет негативное влияние на последний», – добавляет Нигматжан Исингарин.
В то же время нельзя забывать, что предприниматели называют Туркмению Клондайком и намерены тесно сотрудничать с этой страной, заявила «Къ» вице-президент Торгово-промышленной палаты Татьяна Жданова.
Проблема, по ее мнению, заключается в том, что помимо самой железной дороги предстоит еще решить вопрос с ее обслуживанием и обновлением вагонного парка. Что является достаточно дорогим вложением.