Ситуация с экспортом зерна у казахстанских аграриев пока складывается неплохо: к ожидаемому хорошему урожаю добавляется возможность выйти на порты Черного моря. Однако уже в этом году надо думать, как решить проблемы финансовой поддержки сельхозпроизводителя.
Глава Минсельхоза Ахылбек Куришбаев, выступая на очередном заседании в правительстве, заявил, что низкий урожай зерна в Украине дает шанс казахстанским экспортерам попасть в черноморские порты. По его данным, в этом году сбор зерна на Украине в два раза меньше прошлогоднего, и экспортный потенциал страны снизился с 12 до 5,5 млн тонн.
В Казахстане же ожидается неплохой урожай, и это внушает чиновникам оптимизм. «Наш экспортный потенциал с учетом переходящих остатков зерна в этом году составит 7-8 млн тонн, что на 2 млн тонн больше, чем в прошлом году», – заявил министр.
В целом представители аграрного сектора страны с ним согласны. Правда, текущий маркетинговый год они оценивают как «средний», и, по их мнению, Казахстан никаких особых преференций не получит. Казахстанские аграрии в большинстве своем считают, что год пока складывается благополучно: урожай будет, как минимум, не ниже среднего, несмотря на то, что есть проблемы в отдельных регионах, например, в Актюбинской области. «Цифр не назову – урожай считают, когда он в закромах. Но при этом отмечу: страна будет с хлебом – раз, у страны будет достаточный экспортный потенциал – два. Хотелось бы, чтобы был в пределах 8 млн тонн, но я думаю, что в пределах 6-8 млн тонн возможен. Все будет зависеть от осени. Объявили закупочные цены некоторые соседние государства, что тоже внушает определенный оптимизм», – прокомментировал «Къ» председатель аграрного комитета Мажилиса Ромин Мадинов.
Между тем Минсельхоз не исключает некоторого ухудшения мировой конъюнктуры. В частности, ожидается падение спроса почти во всех странах-импортерах пшеницы, в том числе и за счет увеличения собственного производства пшеницы в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Азии и в Китае. По мнению директора департамента земледелия и фитосанитарной безопасности Анны Буць, казахстанских товаропроизводителей может спасти только высокое качество пшеницы. «На фоне основных для Казахстана направлений экспорта в страны Закавказья, Средней Азии, Иран и Афганистан ожидается конкуренция на рынке стран Закавказья со стороны российской пшеницы, а на рынках Ирана и Афганистана – австралийской, канадской и пакистанской. Поэтому нужно принять все меры по улучшению качества зерна, поскольку в нынешнем сезоне может быть конкурентоспособно только высокопротеиновое зерно», – считает она.
Ситуация же, по мнению ряда аграриев, будет складываться по обычному сценарию. Даже дефицит зерновозов они рассматривают как неизбежное, «как снег, который приходит каждый год».
Ахылбек Куришбаев оценил дефицит зерновозов в 1,5-2 тысячи единиц. «Имеющихся зерновозов – 5 200 единиц – мало. Это количество позволит экспортировать ежемесячно лишь 500 тысяч тонн. А нам нужно экспортировать 700 тысяч тонн зерна в месяц», – пояснил он.
По общему мнению зернотрейдеров, ситуация с вывозом экспортного зерна так или иначе к концу года обычно разрешается. Даже при проблемах экспорта этого года зерно фактически продано. «По моим оценкам, ближе к августу перейдем с госресурса на госрезерв. Чуть-чуть останется, может, в пределах 1 млн тонн, но это некритичные переходящие остатки», – полагает Ромин Мадинов.
Гораздо больше зерновиков волнует вопрос финансовой поддержки. Весной этого года правительство и КазАгро пошли на беспрецедентный шаг и очень быстро перебросили средства, заложенные на будущий год, на инвестпроекты в аграрном секторе, на кредитование посевной, на перекредитование лизинга. Были предоставлены и средства из других бюджетных источников. Как сообщила Анна Буць, правительством были приняты все необходимые меры для организованного проведения агротехнических работ текущего года и выделено 119,3 млрд тенге.
«Выделены средства из Национального фонда, в рамках которых на сегодня профинансировано 470 заемщиков на сумму 63,1 млрд тенге; за счет бюджетных, собственных и привлеченных средств Нацхолдингом «КазАгро» выдано 7,7 млрд тенге кредитов, профинансирован закуп зерна в госресурсы на основе форвардных контрактов на сумму 5,5 млрд тенге и будет произведен осенний прямой закуп на сумму 5,7 млрд тенге. По всем направлениям субсидирования растениеводства из республиканского бюджета выделено 24,6 млрд тенге. Кроме того, в соответствии с правительственным решением проводится дополнительный закуп за счет средств Нацфонда до 1 млн тонн зерна у сельхозтоваропроизводителей», – рассказала Анна Буць на недавней коллегии в МСХ.
Но эти средства выданы на короткий срок, до осени, и их необходимо вернуть в конце года. Сейчас надо срочно думать, как решить проблему кредитования, поскольку банки второго уровня не очень готовы к действиям, устраивающим аграриев. «Главное – стабилизировать финансовую ситуацию всех наших сельхозтоваропроизводителей, чтоб они имели возможность продать зерно, когда хотят. Кто-то может сделать это сейчас, кто-то хочет выждать до весны. Здесь может быть несколько вариантов: реализовать ту программу, которая была в прошлом году, или наконец создавать специализированный производственный банк – Агробанк. Все-таки в отрасли своя специфика», – считает Ромин Мадинов. И здесь есть свои резоны, поскольку институт зерновых расписок никто не отменял, а они являются хорошим залогом, значит, и процентные ставки могут быть пониже.
Кроме того, важно интенсифицировать работу по международным образованиям на правительственном уровне. Речь идет о едином Таможенном пространстве и создании Зернового пула с Россией и Украиной. Это даст возможность реализовывать своп-продажи зерна не на уровне отдельных частных договоренностей между некоторыми компаниями, а системно. Тогда можно ожидать снижения транспортных расходов, а главное – роста объемов производства зерна.
«Мы не перестаем надеяться на то, что Украина когда-нибудь поймет: идея создания Зернового пула, создания зернового ОПЕК возникла не потому, что мы сильно зависим от украинских черноморских портов. Кстати, наоборот, они на нас деньги будут зарабатывать. Просто в этом случае политика становится более предсказуемой: несмотря на величину урожая будут соблюдаться квоты. А то, когда у них урожая нет, – они нас зовут, а как урожай – так они не пускают на порог», – пояснил Ромин Мадинов.