Кризис потребления

Опубликовано
В первом полугодии розничный товарооборот упал на 8,6% несмотря на рост средней заработной платы в 12%. Сжимающийся спрос может вызвать третью волну кризиса, утверждают эксперты Zertteu DC Group в своем исследовании «Доходы и инвестиционный потенциал населения РК в условиях кризиса».

Исследовательские институты предлагают стимулировать спрос путем повышения зарплат бюджетникам

Кризис потребленияВ первом полугодии розничный товарооборот упал на 8,6% несмотря на рост средней заработной платы в 12%. Сжимающийся спрос может вызвать третью волну кризиса, утверждают эксперты Zertteu DC Group в своем исследовании «Доходы и инвестиционный потенциал населения РК в условиях кризиса».

Причем ситуация может быть еще более тревожной – падение по торгующим предприятиям составило 14,7% за январь-июнь и 24,7% за июнь, для сравнения – падение в секторе неорганизованной торговли составило всего 0,1%. Такая разница связана с теневым оборотом последних. Кроме того, давление на несырьевой сектор оказывает резкое падение кредитования: в I полугодии, без учета средств, переданных по госпрограмме, оно составило 39%. А в целом за год оценивается в 40%, что в полной мере проявится во II полугодии, прогнозируют в Zertteu DC Group.

Если в 2008 г. снижение розничного товарооборота отражало схлопывание «пузыря потребления» (завышенного уровня потребления традиционных товаров, необоснованно быстрое развитие услуг и импорта люксовых товаров и услуг), то в текущем году сокращение спроса свидетельствует о снижении реального потребления у широких масс населения, делается вывод в исследовании.

Исследование показывает, что в данный момент 76% рабочих мест (без учета самозанятых – «Къ») в Казахстане создаются компаниями, ориентированными на потребительские рынки, а не металлургическими или нефтяными корпорациями. «На конечных потребителей приходится 45% совокупного спроса в стране. Показатель опережает и госсектор, и недропользователей. Казахстанская экономика – это экономика потребителей», – делает принципиально новый для РК вывод руководитель исследовательского проекта Марат Каирленов.

Причем он оговаривается, что официальная статистика не улавливает тенденции и глубину изменения различных статей доходов населения, что и определяет разрыв между официальными доходами и потреблением населения. Так, начиная с 4 квартала 2007 г., сокращение доходов населения на рынке недвижимости привело к снижению темпов роста розничного товарооборота, как индикатора изменения реальных доходов, с 11% – до 2% в 2008 г. Размер замороженных средств на рынке недвижимости оценивается в порядка 9% от ВВП. В частности, по расчетам «БТА-Аналитика», стоимость жилья по цене приобретения в 2007 г. составляла $8,8 млрд, и это без учета спекуляций на рынке вторичной недвижимости. Главный научный сотрудник Фонда первого президента Канат Берентаев приводит оценки, согласно которым с учетом перепродаж на вторичном рынке доходы населения от этого сектора составили в период «квартирного бума» $20 млрд.

В прошлом году доходы населения начали снижаться уже на размер предпринимательского дохода, направляемого на текущее потребление. Собственники вынуждены были все больше средств вкладывать в спасение своих предприятий, а не изымать их из обращения. С 4 квартала 2007 г. произошло снижение кредитования, а в 2008 г. – снижение теневой части заработных плат наемных работников МСБ, а также доходы ИП и крестьянских хозяйств. Суммы эти весьма значительны, однако официальная статистика их не учитывает. Председатель Управляющего совета АНК Жаннат Ертлесова считает, что более адекватным показателем динамики доходов населения являются поступления в госбюджет по ИПН (который учитывается с фактически выплаченной зарплаты), которые в реальном выражении за январь-июнь упали на 13%.
Доходы населения и розничный товарооборот в январе-
июне 2009 г., % месяц к предыдущему месяцу 2008 г.

Кризис потребления
Акцент в антикризисной программе правительства нужно делать не на вливание средств в производство или в финансовые институты, а на поддержание платежеспособного спроса в секторе МСБ, уверен консультант Института экономических стратегий Бахыт Кайракбай. Такой мерой может служить, в частности, увеличение зарплаты бюджетникам в 2-3 раза. «Какой смысл вливать средства в запасы ТМЦ, если нет спроса? И насколько эффективно стимулирование экономики через вливания в банковскую ликвидность?» – размышляет эксперт. Поскольку потребительский рынок неразрывно связан со средним классом, возможно, имеет смысл напрямую увеличить его доходы, включив, таким образом, мультиплицирующий механизм для развития МСБ. «В нашей стране инструменты стимулирования спроса совершенно не рассматриваются, тем не менее, если вы обратите внимание на действия западных правительств – они быстро решили проблему ликвидности и целиком сфокусировались на обеспечении занятости, то есть на доходах основной массы населения», – замечает Бахыт Кайракбай. Другая сложность – кажущаяся нереальность регулярного выделения таких сумм из бюджета. «Если до сих пор на поддержку бизнеса было выделено 1 млрд тенге, то на поддержание спроса потребуется еще 5 млрд», – оценивает Бахыт Кайракбай.

Читайте также