Новости

Год спустя после Lehman, или о нелегком труде аналитика

Большинство аналитиков Wall Street банкротство Lehman застало врасплох – и год спустя мало кто из них рискует отбиться от стада. Мало кто рекомендовал продавать акции Lehman Brothers в начале прошлого года – так же, как лишь единицы не побоялись дать рекомендацию на покупку банковских акций в начале этого года.

Большинство аналитиков Wall Street банкротство Lehman застало врасплох – и год спустя мало кто из них рискует отбиться от стада. Мало кто рекомендовал продавать акции Lehman Brothers в начале прошлого года – так же, как лишь единицы не побоялись дать рекомендацию на покупку банковских акций в начале этого года. Даже звездные аналитики, такие как Мередит Уитни, известная предсказанием обвала акций Citigroup в 2007 г., и известный медведь Майк Майо, не угадали ни крах Lehman, ни разворот рынка в этом году.

Только 45% банковских аналитиков сумели показать результат лучше субиндекса банковских акций. Можно было бы ожидать, что уж свой сектор аналитики банков знают лучше рынка. Результаты говорят об обратном. Стадный инстинкт и опасения в отношении того, что неудавшиеся рекомендации «против рынка» разрушат их карьеру, удерживают многих от смелых заявлений.

«Стремление сохранить лицо довлеет над всеми – никто не хочет ошибаться публично», – говорит Дэвид Эллисон, управляющий активами в $1,4 миллиарда в компании FBR Funds. Анонимным аналитикам фондов легче, так как они работают за закрытыми дверями. Указывать на ошибочную стратегию или избыточный риск в других банках банковским аналитикам также труднее, учитывая что многие банки практикуют одни и те же принципы работы.

Наиболее безопасно для аналитика давать рекомендации, звучащие «реалистичными» на данный момент времени, – пишет в своем блоге Генри Блоджет, известный аналитик с неоднозначной репутацией. «Аналитикам, сильно высовывающимся из толпы, часто отрубают голову», – иронизирует Блоджет. «Aналитики, не отклоняющиеся от золотой середины, наслаждаются долгой и прибыльной карьерой без стресса». Блоджет прославился своими бычьими рекомендациями в отношении акций высокотехнологичных компаний в преддверии дотком-бума, однако его репутация была подмочена впоследствии, когда стало известно, что он в частной переписке не одобрял свои же рекомендации.

За эти годы ситуация с искренностью и прозорливостью аналитиков улучшилась ненамного. В 2008 году, перед обвалом рынка рекомендация «продавать» преобладала лишь в 8% отчетов – что все же лучше 2001 года, когда продавать предлагалось лишь в 1% рекомендаций. В прошлом году лишь 9 крупных брокерских домов показали результат лучше рынка по банковским акциям. Большинство же известных аналитиков работали с переменным успехом.

Инвесторы, следовавшие рекомендациям ветерана Дика Боува, выиграли бы от его совета покупать акции Bank of America Corp в апреле – с тех пор они выросли в два раза. Однако, он же рекомендовал покупать акции Lehman 21 августа 2008 года: с тех пор они упали на 94% и сейчас практически ничего не стоят.

Уитни, основавшая свою компанию в этом году, позволила заработать тем инвесторам, кто последовал ее рекомендации «шортить» акции Citi и Bear Stearns в 2008. Однако, если вы одновременно последовали ее совету держать в портфеле акции Lehman, Morgan Stanley и Goldman Sachs, вы бы упустили всю прибыль от продажи Citi и Bear.

Майк Майо, занявший в 2008 третье место в рейтинге аналитиков издания Institutional Investor’s, классифицировал акции банков как «не очень рискованные» в июле прошлого года. За последующие несколько месяцев индекс банковских акций KBW Banks Index упал на 30%. Затем, в апреле 2009 г., после перехода из Deutsche Bank в Calyon Securities, он же классифицировал банковский сектор как «хуже рынка». С того времени индекс KBW Banks Index вырос на 60%. Уитни была второй в этом же рейтинге. Победителю прошлогоднего опроса Мэтью О’Коннору из Deutsche Bank и еще одному призеру Эду Нахарьяну, в то время представлявшему Merrill Lynch, повезло – Lehman не числился среди акций, по которым они давали рекомендации.

Конечно, сложность анализа банковской деятельности возросла в эпоху высокого левериджа и многослойных структурных деривативов. В то же время есть аналитики, радующие стабильностью высококачественных рекомендаций. Согласно рэнкингу компании StarMine, наиболее удачливыми аналитиками в этом году пока являются Джефф Харт из группы Sandler O’Neill + Partners и Гай Можковски из Bank of America. Портфель, комбинирующий покупки и продажи по рекомендациям Харта, заработал бы в этом году уже 28%. Рекомендации Можковски позволили бы заработать чистых 6% прибыли, при том что индекс KBW Banks Index по итогам года пока находится около нулевой отметки. В прошлом году и Харт, и Можковски также показали результаты лучше индекса.

Харт, работающий в Чикаго, скромен в отношении своего успеха: «После того, что было в 2008 году, трудно восхищаться тем, что несколько идей в этом году сработали удачно. Оказывается, выбрать лучшего аналитика не легче, чем выбрать лучшую акцию на рынке. Возможно, инвесторам следует последовать совету Дэвида Эллисона из FBR – используйте среднюю точку зрения для того, чтобы сделать наоборот. «Если все аналитики настроены по-бычьи, вам пора волноваться за свои вложения – говорит он. – Если же они все вдруг стали медведями – может быть пора уже подумать у покупках».