Инвестиции

Бизнес не хочет пошлин «в шоколаде»

Прошло около двух недель после окончания действия временных 28%-ных пошлин на кондитерские изделия. Теперь Министерство индустрии и торговли должно определить, насколько данная мера способствовала развитию отечественных производителей. Согласно исследованиям самих предпринимателей, пошлины совершенно неэффективны.

Бизнес не хочет пошлин «в шоколаде»Прошло около двух недель после окончания действия временных 28%-ных пошлин на кондитерские изделия. Теперь Министерство индустрии и торговли должно определить, насколько данная мера способствовала развитию отечественных производителей. Согласно исследованиям самих предпринимателей, пошлины совершенно неэффективны.

Введение подобных пошлин уже имело место в 2005 году. Тогда эффектом стало повышение цен на продукцию при снижении доли казахстанских производителей, говорит исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева. По данным Агентства по статистике РК, c 2005 по 2007 годы цены на кондитерские изделия поднялись в среднем на 25%, а удельный вес продукции отечественного производства снизился с 57,1% до 48,8%.

Потребление шоколада и кондитерских изделий из шоколада и сахара в Казахстане сейчас составляет 158 тыс. тонн, при этом мощности казахстанских производителей не превышают 77 тыс. тонн. Следовательно, 51,2 % потребности Казахстана в шоколадных конфетах удовлетворяют импортеры, и заменить их продукцию казахстанской невозможно с точки зрения мощностей производства. Учитывая, что отечественное производство ежегодно выпускает в среднем на 2 тыс. тонн шоколадных конфет больше, понадобится 40 лет, чтобы заместить импортную продукцию.

«На последних слушаниях в Астане Ассоциация кондитеров РК прямо заявила о своих намерениях повысить цены вместе с введением пошлин для импортеров. И импортеров тянут туда же – заставляют повышать цены», – говорит директор ТОО «Бисквит-Сауда» Александра Даурбаева. Как правило, правительство использует антидемпинговые ставки для выравнивания цен. «В июне – на момент введения пошлин – карамель «барабрис» от «Рахат» стоила 207 тенге, «барбарис» импортера – 230 тенге, молочная карамель «Рахат» – 228 тенге против импортной цены в 420 тенге. Видя такое положение вещей, МИТ должно было защищать импортеров», – говорит она.

Другой интересный факт: за время действия пошлин резко вырос ввоз продукции в Киргизию, где нет пошлин – с $1 млн до $3 млн ежемесячно. «В Казахстан хлынул поток контрабанды, крупные клиенты отказались брать продукцию компании, – резюмирует Александра Даурбаева. – В результате, только в виде НДС Казахстан недополучал от компании ежемесячно более 36 млн тенге».

Директор ТОО «КСЕДА» Василий Лысянский заявляет, что дистрибутор уже несет убытки, а товарооборот снизился на 35%. При этом он отвергает возможность сохранения прежних цен посредством снижения маржи. «Накрутка» компании составляет 14–22%, из которых 17% она тратит на дистрибуцию. Прибыль при этом равна 0,5–1%, утверждает Василий Лысянский. «Мы завозим продукцию, по ассортименту не пересекающуюся с казахстанской, и лишь восполняем дефицит», – говорит он.

По мнению главы ААП Виктора Ямбаева, повысить производство кондитерам позволит оживление спроса, которое возможно только при снижении цен и свободной конкуренции на рынке, в противном случае продажи только падают. При этом он напоминает, что, например, вред для казахстанских кондитеров от одномоментного повышения тарифов на воду в 5,8 раза явно превысил пользу от введения защитных пошлин.

«Накачать бюджет посредством пошлин на конфеты вряд ли возможно. Кроме того, вводя пошлины на ввоз того же сахара-сырца, государство поддерживает «избранных». Это 3–4 крупные предприятия, которым выделили квоты на ввоз дешевого импортного сахара. Остальные компании от такой меры только страдают», – говорит он.