Прошло около двух недель после окончания действия временных 28%-ных пошлин на кондитерские изделия. Теперь Министерство индустрии и торговли должно определить, насколько данная мера способствовала развитию отечественных производителей. Согласно исследованиям самих предпринимателей, пошлины совершенно неэффективны.
Введение подобных пошлин уже имело место в 2005 году. Тогда эффектом стало повышение цен на продукцию при снижении доли казахстанских производителей, говорит исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева. По данным Агентства по статистике РК, c 2005 по 2007 годы цены на кондитерские изделия поднялись в среднем на 25%, а удельный вес продукции отечественного производства снизился с 57,1% до 48,8%.
Потребление шоколада и кондитерских изделий из шоколада и сахара в Казахстане сейчас составляет 158 тыс. тонн, при этом мощности казахстанских производителей не превышают 77 тыс. тонн. Следовательно, 51,2 % потребности Казахстана в шоколадных конфетах удовлетворяют импортеры, и заменить их продукцию казахстанской невозможно с точки зрения мощностей производства. Учитывая, что отечественное производство ежегодно выпускает в среднем на 2 тыс. тонн шоколадных конфет больше, понадобится 40 лет, чтобы заместить импортную продукцию.
«На последних слушаниях в Астане Ассоциация кондитеров РК прямо заявила о своих намерениях повысить цены вместе с введением пошлин для импортеров. И импортеров тянут туда же – заставляют повышать цены», – говорит директор ТОО «Бисквит-Сауда» Александра Даурбаева. Как правило, правительство использует антидемпинговые ставки для выравнивания цен. «В июне – на момент введения пошлин – карамель «барабрис» от «Рахат» стоила 207 тенге, «барбарис» импортера – 230 тенге, молочная карамель «Рахат» – 228 тенге против импортной цены в 420 тенге. Видя такое положение вещей, МИТ должно было защищать импортеров», – говорит она.
Другой интересный факт: за время действия пошлин резко вырос ввоз продукции в Киргизию, где нет пошлин – с $1 млн до $3 млн ежемесячно. «В Казахстан хлынул поток контрабанды, крупные клиенты отказались брать продукцию компании, – резюмирует Александра Даурбаева. – В результате, только в виде НДС Казахстан недополучал от компании ежемесячно более 36 млн тенге».
Директор ТОО «КСЕДА» Василий Лысянский заявляет, что дистрибутор уже несет убытки, а товарооборот снизился на 35%. При этом он отвергает возможность сохранения прежних цен посредством снижения маржи. «Накрутка» компании составляет 14–22%, из которых 17% она тратит на дистрибуцию. Прибыль при этом равна 0,5–1%, утверждает Василий Лысянский. «Мы завозим продукцию, по ассортименту не пересекающуюся с казахстанской, и лишь восполняем дефицит», – говорит он.
По мнению главы ААП Виктора Ямбаева, повысить производство кондитерам позволит оживление спроса, которое возможно только при снижении цен и свободной конкуренции на рынке, в противном случае продажи только падают. При этом он напоминает, что, например, вред для казахстанских кондитеров от одномоментного повышения тарифов на воду в 5,8 раза явно превысил пользу от введения защитных пошлин.
«Накачать бюджет посредством пошлин на конфеты вряд ли возможно. Кроме того, вводя пошлины на ввоз того же сахара-сырца, государство поддерживает «избранных». Это 3–4 крупные предприятия, которым выделили квоты на ввоз дешевого импортного сахара. Остальные компании от такой меры только страдают», – говорит он.