Низкий старт казахстанской прозрачности
Прозрачность казахстанских компаний оценена Standard & Poor’s как умеренная у листинговых компаний и низкая – у государственных. Эксперты считают, что рейтинг стимулирует отечественную бизнес-среду к большей открытости.
На прошлой неделе Standard & Poor’s презентовал свое первое исследование прозрачности казахстанских компаний.
Средний балл индекса информационной прозрачности по 22 крупнейшим казахстанским листинговым компаниям составил 44%. Это слабее, чем на других развивающихся рынках (46% для Китая и 56% для России в 2008 г.) и существенно ниже в сопоставлении со стандартами раскрытия в развитых странах, где уже в 2003 г. соответствующие индексы варьировались от 61% для Японии до 71% для Великобритании.
В дополнительную выборку вошли фонд «Самрук-Казына» и 7 его дочерних предприятий: Банк развития Казахстана, фонд развития предпринимательства «Даму», «Казахстан Темир Жолы», «Казатомпром», НК «КазМунайГаз», «Самрук-Энерго» и KEGOC. Здесь средний индекс и того ниже – 24,7%.
Среди публичных компаний наиболее прозрачной названо АО «КазМунайГаз Разведка Добыча» (67%). За ним следуют ENRC (64%), «Казахмыс» (61%), «Казкоммерцбанк» (61%) и «Казахтелеком» (53%). Разброс среди публичных компаний достаточно большой – у самой непрозрачной в этой выборке компании индекс составляет 19%. Половина исследованных компаний – банки, средний индекс которых составляет 42%. Наиболее полную информацию потенциальному инвестору и общественности предоставляют, как и следовало ожидать, компании, акции которых торгуются на Лондонской фондовой бирже. Относительно низкий средний балл обусловлен главным образом недостатками раскрытия информации об операционной деятельности, о правах акционеров и акционерных процедурах и о вознаграждении членов высшего исполнительного руководства и Советов директоров. Из 22 компаний лишь РД КМГ, ENRC и «Казахмыс» «делают попытки», по выражению исследователей, раскрывать информацию о принципах, формах и размере вознаграждения высших руководителей и членов Совета директоров. А вот раскрытие информации о бенефициарных собственниках у подавляющего большинства казахстанских компаний находится на хорошем уровне. 94,7% компаний раскрывают информацию обо всех блокирующих пакетах акций (в России этот показатель составляет 75%). 10 из 11 компаний, имеющих контролирующих акционеров, публикуют сведения о конечных бенефициарах (за исключением Усть–Каменогорского титано-магниевого комбината).
Среди компаний «Самрук-Казыны» лидирует «Банк развития Казахстана» с 53%. Хорошие показатели БРК обусловлены тем, что он связан с финансовыми рынками больше, чем другие компании подвыборки. Банк разместил несколько выпусков еврооблигаций и облигаций в национальной валюте, а это значит, что к нему применяются определенные нормативные требования. Средний же балл компаний «Самрук-Казына», не размещающих на рынке ценные бумаги с фиксированным доходом, составляет всего 16%. Единственное, что эти компании раскрывают для общественности в той же мере, что и крупнейшие публичные компании, – это структура собственности и права акционеров. Что, впрочем, не является большой заслугой, поскольку собственность в них на 100% государственная, прямо или опосредованно, так что раскрывать там особенно нечего. Прозрачность же финансовой и операционной информации по 8 госкомпаниям составляет всего 17% от идеала, по составу и процедурам Совета директоров и менеджмента – 24,2%. Между тем, эти компании являются «организациями публичного интереса», и привести их к стандартам прозрачности – в интересах общества. Но казахстанское законодательство предъявляет к ним, по мнению исследователей, слишком мягкие требования. Следует отметить, что на необходимость улучшить ситуацию с отчетами ФНБ «Самрук-Казына» указывал в рекомендациях казахстанскому правительству и Международный валютный фонд.
С выводами рейтингового агентства не согласились в KEGOC. Пресс-секретарь компании Марат Мухаметсалиев не исключает фактора субъективности. В доказательство он приводит тот факт, что не далее как в январе 2009 г. S&P присвоило АО «KEGOC» рейтинг корпоративного управления (РКУ) на уровне РКУ 5. «Уровень первичного рейтинга РКУ 5, который в целом выше среднего среди присвоенных в странах СНГ, является очень высоким для непубличной компании со 100-процентной долей государства в уставном капитале. Это 3-й случай официального присвоения публичного рейтинга корпоративного управления в Казахстане после АО «РД Казмунайгаз» (6) и АО «Казмортрансфлот» (4+) и 1-й среди национальных компаний» – сообщил он «Къ».
Впрочем, авторы рейтинга изначально оговаривали, что данный аналитический проект S&P’s использовал только информацию, доступную из публичных источников, «что делает некорректным любое сравнение оценок информационной прозрачности с рейтингами корпоративного управления (РКУ и GAMMA)».
Опрошенные нами компании осознают необходимость повышения прозрачности. Как сообщил «Къ» пресс-секретарь НК «КазМунайГаз» Галым Тумабаев, в первом полугодии 2009 года KPMG Tax and Advisory провела аудит корпоративного управления в компании, в результате которого было рекомендовано внести много изменений в политику прозрачности КМГ. По этим рекомендациям составлен план мероприятий, который сейчас находится на стадии согласования. Уже с начала будущего года в компании намерены внести изменения в Положение об информационной политике. В частности, планируется начать публикацию на веб-сайте компании аудированных квартальных, полугодовых и годовых финансовых отчетов. Там же будут размещены плановые и фактические значения ключевых показателей деятельности, сведения о правлении, Совете директоров и аудиторе, информация о корпоративной социальной ответственности и о существенных фактах и событиях, происходящих в жизни национальной компании.
В «Казахмысе» считают, что компания целенаправленно движется к большей прозрачности. Руководитель пресс-службы Зульфира Мухамедьярова сообщила «Къ», что прогрессу в этом направлении способствовало размещение акций в Лондоне и последующий листинг на KASE. Качество раскрытия Группой финансовой информации, по ее словам, превышает регулятивные требования Великобритании и Казахстана. «О развитии положительной динамики в этом направлении свидетельствует и присуждение нам 1 места в номинации «Информативность» в ежегодном конкурсе годовых отчетов «NB Annual Report» за 2007 год, которые проводит отечественная компания Zertteu DC Group,» – говорит Зульфира Мухамедьярова.
К слову, рейтинг Standard&Poors – не первое исследование, оценивающее состояние прозрачности казахстанских компаний. С 2005 года этот аспект анализирует отечественная компания Zertteu DC Group. По понятным причинам (нет пророка в своем отечестве) ее выводы вызывают меньший интерес СМИ, но любопытно, что цифры почти совпадают. По последнему исследованию Zertteu DC Group, индекс прозрачности казахстанского бизнеса составил 47,3%. Как сообщил «Къ» руководитель проектов Zertteu DC Group Даурен Жунусов, по их данным, наибольшая закрытость характерна для сектора операций с недвижимостью и ритейлинговых компаний. Что касается, лидеров рейтинга Standard&Poors, то отчетность ENRC, говорит он, до сих пор не содержит таких важных сведений, как данные об уставном капитале и основах консолидации.
Директор программы Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан Антон Артемьев считает, что «первая казахстанская пятерка» не должна обольщаться своим лидерством. «Все-таки даже у РД КМГ это всего лишь 67% от идеала, но и это уже неплохо. Любые рейтинги полезны не только тем, что мониторят ситуацию, но и тем, что являются хорошим стимулом для компании к внедрению каких-то лучших практик. Если, конечно, это происходит на регулярной основе», – сказал он «Къ».
Как сообщила нам директор направления «Рейтинги корпоративного управления» Standard&Poor’s Светлана Бородина, компания планирует повторить исследование в следующем году. «А дальше – все будет зависеть от инвестиционной активности в стране и спроса на подобную информацию». Казахстан, по ее словам, очень перспективный и растущий рынок, чем и интересен инвесторам. «Кроме того, необходимо отметить, что в последние годы в Казахстане корпоративному управлению уделяется большое внимание, причем как со стороны компаний, так и со стороны регуляторов. Прозрачность же является неотъемлемой составляющей корпоративного управления, и нам было интересно посмотреть на результаты этих совместных усилий (казахстанских предприятий и регулирующих органов), проанализировать их, сопоставив с результатами аналогичных исследований в других странах, а также поделиться своим мнением с участниками рынка, в частности с инвесторами», – говорит она.