Первый снег уже не за горами. В горах-то как раз он уже выпал, да и, наверное, не первый. Просиживание штанов у мониторов не дает мне говорить о премьерности кристаллических осадков с уверенностью. Уверен в другом – зима уже действительно рядом, поэтому пора бы подвести итоги нашим модельным портфелям, предложенным на суд читателей (поэтические «Ты сам себе свой высший суд» уже не модны в эпоху прозрачности и высокой корпоративной этики) в начале 2009 года. Портфели эти мы с вами договорились отфиксировать по ценам закрытия третьего квартала, после чего уже успели поговорить о новом портфеле на квартал IV, радикально отличающемся оп наполнению от портфелей предыдущих (пожалуйста, «Къ» от 1 октября «Нефть налево, мы направо…»). Сегодня же поговорим о результатах, заработанных валютным портфелем «Къ» в период с 1 января по 30 сентября 2009 года. Компоновку сего портфеля я аргументировал в номере от 29 января (пожалуйста, обзор «Валютные шараханья, валютные шарады…»), картинку из которого привожу для наглядности здесь вновь.
Посмотрим, насколько удался нам данный пирог и принес ли он, помимо разноцветной эстетики, сытность, т.е. доходность. В качестве определения калорийности пирога предлагаю ниже табличку, где доходность каждой из включенных в портфель валют оценивается против тенге и доллара США – двух главных валют казахстанских инвесторов. Безусловно, определяющим элементом для доходности портфеля, сформированного из тенговых запасов, явилась февральская девальвация, легким росчерком пера уважаемого человека добавившая ко всем валютным накоплениям элегантные 20+ процентов. Однако и без февральской девальвации остаточная динамика портфеля такова, что осень 2009 совсем не кажется нам инвестиционно-унылой порой.
Сравнение по двум критериям – в отношении местной валюты и наиболее ходовой иностранной – приведено не случайно. Первый метод оценки – против тенге – является общепринятым показателем доходности всех наших финансовых институтов. И в этом плане краснеть за наш портфель не приходится – почти 30% за три квартала (что приближается к 40%, если переводить в годовые) – показатель, достойный актива с любой степенью риска. Стоит отметить, что показатель сей был достигнут при достаточно консервативном наборе валют (без инвестиций, к примеру, в валюты развивающихся рынков – за исключением рубля) и с соблюдением минимальных требований к диверсификации.
Второй метод оценки – против доллара США – указывает на дополнительную валютную доходность, которую помог сгенерировать наш портфель без учета эффекта девальвации. Здесь немного подвел рубль – не с точки зрения общей динамики, а с точки зрения времени открытия позиции – во втором полугодии рубль был звездой валютного рынка, но мрачноватый первый квартал так и не позволил доходности выползти в плюс к началу последнего квартала. В то же время осторожность при инвестициях в новозеландскую валюту оказалась не совсем оправданной – киви оказался изюминкой, превратившей наш торт в лакомство.
Избыток сладкого зачастую делает блюдо приторным, посему при приготовлении портфеля на последний квартал киви и компания (австралийский и канадский доллары) у нас оказались в «проданных» валютах. Похмелье – а не отпраздновать успешный осенний пересчет цыплят и других прибыльных активов мы не могли – штука серьезная и готовиться к ней лучше заранее. Собственно с этим девизом мы и подошли к формированию портфеля на IV квартал – короткие позиции по товарно-сырьевому блоку и евро должны стать тем самым активированным углем и солененьким рассолом, впитывающим негатив рынка и позволяющим выйти из похмелья без потерь для здоровья и с хорошими воспоминаниями об успешных инвестициях.