Во вторник правительство Казахстана одобрило проект новой концепции развития финансового сектора республики. «Мы одобряем данную концепцию и выносим ее на рассмотрение главы государства, поскольку, как мне известно, в следующий понедельник, 16 ноября, этот вопрос будет рассматриваться у президента», – заявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов.
Разработать новую концепцию финансовой системы глава распорядился еще в мае текущего года. Тогда Нурсултан Назарбаев отметил, что отечественный банковский сектор не смог адекватно противостоять влиянию мирового финансового кризиса. «Банковский сектор не прошел проверку свободным рынком, став проводником внешних шоков, вызвавших цепную реакцию распространения кризисных импульсов в реальный сектор экономики республики», – сказал президент. «В результате, в условиях кризиса все издержки вынуждено компенсировать государство как кредитор последней инстанции, спасать банки, оказавшиеся на грани банкротства, поддерживать вклады населения, защищать дольщиков, поддерживать малый и средний бизнес», – говорил президент.
На заседании правительства глава Нацбанка Григорий Марченко обрисовал основные моменты концепции. По его словам, в проекте выделены четыре ключевых пути дальнейшего развития финансовой системы.
Первое – это использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны, в первую очередь, инфраструктуры. Идея заключается в объединении в одном процессе портфельных (как внутренних, так и внешних) и прямых иностранных инвестиций, а также бюджетных средств и бюджетных гарантий.
Второе – внедрение принципа контрцикличного подхода, при котором регулирование в период экономического роста будет ужесточаться, а в период спада смягчаться. Причем этот подход будет применяться ко всем сегментам финансового рынка.
Третье – внедрение механизма раннего выявления и предотвращения накапливания дисбалансов в финансовом секторе, возникновения «пузырей» на рынках реальных финансовых активов, а также минимизации системных рисков.
То есть речь идет о реализации полномасштабной системы макропруденциального регулирования, и это будет совместная работа Национального банка и АФН. Принятие решений будет основываться на раннем выявлении рисков на базе индикаторов финансовой устойчивости, взаимосвязи рисков финансового и реального секторов и анализа способности финансовой системы покрыть убытки без существенного ущерба для стабильности.
Четвертое – общий пересмотр финансового законодательства, исходя из уроков глобального финансового кризиса. «В частности, необходимо решить задачу по выявлению и обеспечению возвратности в Казахстан активов, которые были нелегально выведены за рубеж. Будут внедрены жесткие ограничения деятельности финансовых институтов, их сотрудников, аффилированных лиц, а также должностных лиц, включая полный запрет на деятельность в Казахстане, если их деятельность в установленном законом порядке признана неправомерной и привела к существенному ущербу для состояния финансовых организаций и репутации финансовых организаций Казахстана», – говорит глава Нацбанка.
С неоднозначной инициативой выступил глава ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов. «Минимальный размер капитала банков составляет 5 млрд тенге. Предусматривается, что с 1 июля будет 10 млрд тенге. И вы знаете, что в Казахстане работает порядка 37 банков. Хотел бы сказать, что, может, стоит более радикально подойти к этой цифре и, например, начать хотя бы с 15 млрд тенге. Потому что сегодня, по сути, банки открывают люди, у которых $20–50 млн. А ответственности, которая потом ложится на акционеров этих банков, несоизмеримо больше. И, на мой взгляд, может быть, не 37 банков в Казахстане должно быть, а не больше 10–15, поскольку мы столкнулись в период кризиса с неадекватной ответственностью акционеров по отношению к деятельности в этой сфере», – заявил он.
Григорий Марченко не согласен с предложением Кайрата Келимбетова, однако, не исключает, что в долгосрочной перспективе возможно увеличение требования к капиталу, что может стимулировать дальнейшую консолидацию в банковском секторе. «Если банки будут выполнять те требования, которые предъявляются по капитализации, и все потенциальные нормативы, то мы не ожидаем резкого сокращения количества банков в Казахстане. Может происходить определенная консолидация среди казахстанских банков, но, с другой стороны, мы видим, что два новых банка – «Kassa Nova» и «Алтын кредит банк» – тоже получили разрешение. Какие-то банки могут покупаться другими инвесторами, могут происходить какие-то поглощения и слияния, но параллельный процесс открытия новых банков продолжается», – подчеркнул он. В этой связи, по мнению главы Нацбанка, количество банков в Казахстане будет находиться в диапазоне от 30 до 40.
В Алматы, как в региональном финансовом центре, продолжают открываться иностранные банки. По официальным данным, из 37 банков 16 являются иностранными. И как сокращать их количество – не очень понятно. Однако, по мнению Григория Марченко, в случае необходимости можно будет рассмотреть возможность возвращения законодательного ограничения на иностранное участие в казахстанских финансовых организациях. И в случае покупки БТА и Альянс-банка иностранными инвесторами данная мера будет весьма вероятна, утверждает он.
Председатель правления АО «АТФБанк» Александр Пикер считает, что каждая страна имеет право на определение параметров сочетания внутреннего и международного капитала в ее банковской системе, и переоценка этого вопроса в кризис и в посткризисные времена вполне справедлива. «В любом случае, этот вопрос полностью в руках чиновников, которые принимают решения о выдаче лицензий», – говорит он.