Верховный суд Казахстана приступил к разработке специального закона, который защитит бизнесменов от посягательств на их собственность. В действующем законодательстве по вопросам разрешения корпоративных споров отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность чиновников за участие в схемах по захвату бизнеса, считает судья коллегии по гражданским делам Верховного суда Казахстана Бахытжан Жакупов.
Президент РК Нурсултан Назарбаев говорил, что государство должно абсолютно гарантировать неприкосновенность частной собственности. Одним из участников рейдерства всегда является государственный чиновник. Иначе не может быть, явное нарушение всегда связано с коррупцией. Сначала идет наезд, а потом захват, отмечал он.
Между тем, по словам Бахытжана Жакупова, сегодня в республике «рейдеры для своих неблаговидных целей все чаще используют вполне легальные схемы присвоения недвижимости, включая поглощение одного хозяйствующего субъекта другим». Скрытые захваты происходят под видом корпоративных споров.
Как утверждает директор Казахстанской Ассоциации оценщиков Александр Калинин, право собственности в бизнесе принадлежит очень узкому кругу людей: 1,5% населения владеют 95% национального богатства.
По мнению специалиста в области экономической безопасности, пожелавшего остаться анонимным, крупный бизнес в Казахстане весь монополизирован, и объектами рейдерства на данный момент являются успешные средние и малые предприятия. Сегодня рейдеры предпочитают не просто захватить предприятие, понимая, что новый менеджмент, возможно, через полгода развалит компанию. Сейчас, правда, пока только теоретически, «захватчики» рассчитывают заставить бывшего хозяина служить новому, с тем, чтобы все осталось по-прежнему: и менеджмент, и доходы. Однако это чревато очень серьезными последствиями социального порядка.
Рейдерство в Казахстане имеет четко выраженную периодичность: первый период начался с конца 1990 года – после начала приватизации, второй – так называемое «банковское» рейдерство (1997-1999 гг.), третий – конец 2007 года и по сегодняшний день.
Как считает специалист в области экономической безопасности, нынешний всплеск связан с массовым закрытием строительного бизнеса и риэлторских компаний. С началом кризиса основная масса средних предприятий, связанных со строительством: поставки материалов, строительные услуги, – была вынуждена прекратить или приостановить свою деятельность. Люди, владевшие ранее успешным бизнесом, стремятся быстро зайти на другой рынок, что может произойти только при помощи чиновника. И первыми, кто может попасть под «наезды», станут компании продовольственного сектора. Однако этот бизнес тоже сильно монополизирован, и зайти туда тоже непросто. Тогда следующие на очереди – компании в сфере услуг: рестораны, парикмахерские и ателье.
Между тем, группа мажилисменов выразила обеспокоенность участившимися фактами въезда в Казахстан криминальных авторитетов из сопредельных стран. Как считает Александр Калинин, такая активность связана с тем, что из-за кризиса остро встала проблема новых источников доходов. Криминальные круги всегда в курсе того, где идет перераспределение богатств. Когда исчерпаны другие способы разрешения конфликтной ситуации, у тех, кто подвергается «наезду», появляется необходимость именно в их услугах, утверждает специалист в области экономической безопасности.
Александр Калинин полагает, что банкам и ФПГ сегодня не до захватов. А вот у коллекторских компаний такая возможность есть, правда, при условии полного выкупа кредита должника. До тех пор, пока они просто получают определенные проценты от банков, рейдерство с их стороны невозможно.
По мнению Александра Калинина, вновь появившееся беспокойство в бизнес-кругах, связано с начавшимся переделом собственности. Поэтому президент и решил положить конец этому явлению, поручив верховному суду принять специальный закон против рейдерства.
В опубликованном рейтинге коррупции 180-ти стран международной неправительственной организации «Транспаренси Интернэшнл», Казахстан, по сравнению с предыдущим годом, улучшил свои показатели на 25 позиций, поднявшись со 145-го на 120-е место. В последнее время (год-полтора) финансовая полиция республики существенно активизировала свою деятельность по выявлению коррупционных правонарушений в системе госорганов, состоялся ряд «громких» судебных процессов в отношении высокопоставленных чиновников и сотрудников госслужбы среднего звена.