Новости

Тенге «шагает» по коридору

Нацбанк объявил о том, что в следующем году не собирается менять политику валютного коридора с центром в 150 тенге и нижним значением в 145 тенге за доллар. Несмотря на то, что дальнейшая судьба доллара на мировой арене еще не определена, аналитики, опрошенные «Къ», поддерживают данное решение.

Тенге «шагает» по коридоруНацбанк объявил о том, что в следующем году не собирается менять политику валютного коридора с центром в 150 тенге и нижним значением в 145 тенге за доллар. Несмотря на то, что дальнейшая судьба доллара на мировой арене еще не определена, аналитики, опрошенные «Къ», поддерживают данное решение.

Директор департамента управления активами АО «Тройка Диалог Казахстан» Евгений Попов говорит, что Нацбанк начинает постепенно возвращаться к прежней стратегии и отходит от политики жесткого удержания национальной валюты. Сейчас наблюдается некоторая стабилизация, и сырьевые валюты начали обратное движение – укрепление по отношению к доллару США. Стабильность возвращает интерес к развивающимся рынкам. Игроки ищут идеи, на которых можно заработать. Все это оказывает определенное давление на тенге. Поэтому, с одной стороны, Национальный банк заявляет о возможности постепенного укрепления национальной валюты к доллару США, а с другой стороны, оставляет валютный коридор и право регулировать курс тенге в ту или иную сторону, не допуская сильных скачков и атак на национальную валюту.

Руководитель аналитического центра АО «Асыл-Инвест» Дамир Сейсебаев говорит, что отпущенный в свободное плавание курс спровоцирует повальную продажу иностранной валюты, прежде всего, доллара. Это дестабилизирует ситуацию на валютном рынке и пагубно отразится на экономике. Нацбанк выбирает политику, обеспечивающую стабильность обменного курса. В настоящее время нет необходимости резко менять курс, однако предпосылки для дальнейшего укрепления тенге уже формируются на валютном и мировом рынке нефти. Коридор необходим: во-первых, чтобы поддерживать стабильность ситуации на валютном рынке, а во-вторых, чтобы прикинуть, как будет развиваться экономика в будущем, оценить условия «повышения гибкости курсообразования» и, в случае необходимости, расширить коридор.

Трейдер торгового департамента АО «Smart Group» Кайрат Тналин говорит, что валютные рынки в последнее время очень волатильны, однако Национальный банк придерживается прозрачной и внятной политики в отношении национальной валюты. В текущей ситуации это лучше, чем частые изменения политики обменного курса. Это позволяет экономическим субъектам планировать свою деятельность с большей точностью. Одна из основных причин стратегической привязки тенге к доллару – большая доля экспортной выручки в экономике нашей страны.

В последнее время в среде экспертов и СМИ все чаще можно слышать заявления о том, что на валютном рынке существует «пузырь», который скоро лопнет, и курс снова будет «привязан» к золотому фонду страны.

Однако возврат к золотому стандарту невозможен ни по политическим, ни по экономическим соображениям. Он был введен в послевоенной ситуации. Сейчас другие времена. Нельзя отрицать, что в настоящее время спекулятивный «пузырь» раздувается вновь. Накопленная долларовая ликвидность, образовавшаяся вследствие политики количественного ослабления США, низких процентных ставок, хлынула на рынки высокодоходных активов (нефть, металлы, акции, долговые обязательства), образуя новый пузырь и создавая риски для выхода мировой экономики из кризиса. И, по всей видимости, ситуация не изменится до марта следующего года. Вместе с тем, растет давление на монетарные власти США с целью повысить ставки и прекратить стимулирование экономики. Однако делать это еще рано: безработица в США находится на высоком, выше 10%, уровне, потребительское кредитование слабое, а инфляция пока на приемлемом для ФРС уровне, говорит Дамир Сейсебаев.

Директор департамента брокерских и торговых операций АО «Smart Group» Айнур Кайшибаева говорит, что «пузырь» сформировался из-за того, что Центробанки стран придерживались политики снижения и сохранения базовых ставок на минимальных уровнях. Существуют различные оценки величины необходимых резервов: она связана с размерами импорта, внешнего долга или денежной базы. Что касается привязки к золоту, то в ней проявляется пережиток старого подхода, золотого стандарта. При современном денежном обращении в таком золотовалютном обеспечении нет необходимости. Однако в нашем случае приходится учитывать, что национальная валюта не является конвертируемой и инвалюта широко используется внутри страны. Поэтому наличие определенных резервов, безусловно, необходимо для обеспечения устойчивости денежного обращения и чтобы не допустить чрезмерного роста обменного курса тенге, что неизбежно приведет к инфляции.

Тенге постепенно укрепляется, и есть предположение, что курс будет ниже, чем 145 тенге за доллар. Во многом это связано с мировыми тенденциями. Все больше стран отказывается использовать американскую валюту. Турция и Иран заключили соглашение об отказе от долларовых взаиморасчетов. Такие же решения в октябре приняты и 7 центральноамериканскими странами. Китай заключил антидолларовое соглашение с Аргентиной и Бразилией, аналогично договорились Бразилия и Аргентина. Однако все эти шаги были предприняты скорее по политическим, нежели по экономическим причинам.

В краткосрочном периоде курс тенге будет находиться в пределах 148–149 за доллар. Вполне возможно, что мы увидим еще небольшое укрепление тенге к доллару. Не стоит исключать и того, что в течение 2010 года курс может сложиться ниже 145 тенге за доллар. Но укрепление тенге будет зависеть от многих факторов. Наиболее значимыми из них являются приток иностранных инвестиций в экономику Казахстана, общее настроение инвесторов и их готовность покупать рисковые активы, уровень цен на углеводороды и металлы, говорит Евгений Попов.

С фундаментальной точки зрения, вероятность укрепления тенге достаточно высока, но в долгосрочной перспективе – в 2010-2011 гг., однако так обстоят дела лишь в теории. Согласно прогнозам, мировые цены на нефть в следующем году будут повышаться, однако до $100 за баррель дело не дойдет. То, что ликвидность с рынка будут изымать, плохо скажется на нефти. Спрос на нее будет восстанавливаться медленно. Тем не менее, при ценах в $85-95 за баррель (а это прогнозы на следующий год), положительное сальдо торгового баланса все же будет расти. Когда ФРС начнет повышать ставки, курс доллара США на мировом валютном рынке начнет укрепляться. И это нивелирует эффект от укрепления тенге в первом полугодии 2010 года, а потому есть вероятность того, что во второй половине 2010 года курс вернется к отметке 150 тенге за доллар.

Невероятно, но факт: ситуация в экономике и на валютных рынках развивающихся стран, в том числе и Казахстана, – в руках ФРС, и многое будет зависеть от ее политики. Тем не менее, прогнозы на 2010 год достаточно хорошие, и это несколько добавляет оптимизма, говорит Дамир Сейсебаев.

Сигналом для укрепления тенге по отношению к доллару США является низкая инфляция в стране, которая, в свою очередь, провоцирует рост покупательской способности. Укрепление тенге зависит и от цены на нефть, так как Казахстан – экспортоориентированная страна. Чем выше цены на сырье, чем выше интерес зарубежных инвесторов к Казахстану и, как следствие, больше приток инвестиций в страну, тем «сильнее» становится отечественная валюта, говорит Айнур Кайшибаева.

Немаловажный фактор, влияющий на курс тенге, это конкурентоспособность казахстанских товаров. Когда она падает, как это было 4 февраля 2009 года, то национальная валюта тоже сдает свои позиции. Когда падают цены на нефть – ощущается нехватка тенге, а Нацбанк использует золотовалютный резерв для поддержания курса. И наоборот: когда цены на нефть растут – наблюдается приток валюты, а это создает предпосылки для укрепления тенге, говорит Дамир Сейсебаев.

Мировые цены на сырье, приток прямых инвестиций в страну, занятость населения как фактор, способствующий повышению покупательской способности, – все это непосредственно определяет курс тенге. Поскольку нефть и другое сырье играют решающую роль в экономике страны, то их значение трудно переоценить, говорит Айнур Кайшибаева.